Социальный проект "формула успеха". Социологические концепции успеха Индивидуальный проект успех как социальный феномен

В настоящее время в социологии существует множество различных концепций, посвященных понятию «жизненный успех». Однако, при всем многообразии подходов к исследованию этого вопроса, все концепции признают, что жизненный успех любого человека детерминирован социальной средой и его природной предрасположенностью, т. е. имеющимися от природы задатками и склонностями личности к различным видам деятельности. Успех или безуспешность деятельности фиксируется в обществе как признание или отсутствие достижений у личности. С одной стороны, успех всегда зависит от активности личности по достижению того, что более всего соответствует ее природе, а с другой стороны, от эффективности сопротивления личности тому, что противоречит ее деятельности.

Сущность социального успеха личности определяется осознанным или неосознанным принятием ею социальной группы или сообщества, в котором она намерена себя утвердить. Выбор группы, как правило, не случаен. Он осуществляется по сходству личностных и групповых ценностей и представлений о способах достижения успеха. Ценности и стандарты поведения - это «своеобразный культурный код» моделей жизненного успеха, на основе которого и происходит признание или осуждение достижений личности группой или сообществом. Процесс самоутверждения личности в социальной группе носит преимущественно односторонний характер, т.е. достигается в какой-либо одной сфере ее жизнедеятельности. Выбор личностью сферы, в которой она намерена себя утвердить, обусловлен тем, какие природные задатки и способности у нее выражены сильнее.

В качестве основы концепции жизненного успеха исследователи используют объективные и субъективные факторы, показатели материального благосостояния, степень рациональности выбора способа достижения целей, динамику деятельности, социальный код доступа и другие показатели.

Концепция успеха как демонстративного потребления (Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984) имеет в своем основании материальный фактор. Т. Веблен выделяет в истории цивилизации особый общественный класс, для которого, по его мнению, занятие трудовой деятельностью является социально и этически табуированной сферой. Этот класс сформировал свою идеологию «достижения» и «правила игры» - норму денежного соперничества и социальные установки на денежный успех, денежный стандарт уровня жизни, денежные каноны вкуса и моды, т. е. - демонстративное потребление.

В концепции успеха как рационального выбора, разработанной Д. Фридманом и М. Хетчером (Ритцер Дж. Современные социологические теории: 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - с. 318-319), основополагающим тезисом является утверждение, что формирование целей достижения успеха личностью предопределено её предпочтениями. Социальное действие исследователи рассматривают как достижение целей, ограниченное, с одной стороны, иерархией предпочтений личности, с другой стороны, социальными институтами, поскольку они навязывают правила, законы, предписания и «правила игры».

В теории обмена Дж. Хоманса (Там же. - с. 321-328) процесс достижения успеха личностью рассматривается как деятельность, состоящая из трех фаз: действие, вознаграждение за результат действия, повторение первоначального действия или действия аналогичного ему. Он утверждает: чем чаще какое - либо действие человека приводит к получению вознаграждения, тем более вероятно, что человек вновь поступит так же.

Понятие "успех" рассматривается и в теории рисков (3. Гидденс, У. Бек). Основу этой теории составляет представление о том, что современность есть переход от классического индустриального общества к обществу риска. Модернизация, глобализация, технология порождают новое общество, а значит, и новую среду, в которой главным вопросом является вопрос о рисках и их предотвращении. Следовательно, можно говорить о новой социальной среде, о новой социальной структуре, а также о новых «правилах продвижения» в этой структуре, механизмах достижения успеха. Поэтому успешный человек в обществе риска - это человек, усвоивший новые модели поведения, а, значит, умеющий управлять рисками.

Основой символической концепции успеха является положение о том, что взаимодействие между людьми осуществляется посредством обмена символами, выработанными в ходе общественной жизни. Фундаментальной предпосылкой этой концепции является то, что «любая предметность, любое положение дел является или может явиться в сознании личности в качестве определенной смысловой конфигурации. Исследователи делают вывод о том, что социальная реальность - это феномен сознания множества субъектов: мир таков, каким он является в сознании личности. Поэтому реальность есть не что иное, как совокупность ее индивидуальных смысловых конструкций, которые образуются в сознании человека по мере поступления жизненного опыта. Главным вопросом здесь является вопрос об интерпретации человеком этих символов. Поэтому ключевыми категориями анализа в этой теории выступает символ (определенный социальный код) и значение этого символа (индивидуальное значение в рамках одного кода, являющееся результатом интерпретации человеком этого кода).Таким образом, в основе взаимодействия между людьми лежит обмен индивидуальными смысловыми конструкциями. Инструментом выражения индивидуальных смыслов является язык. Целедостижение - это продукт взаимодействия субъективных факторов (индивидуальных значений успеха) и объективных факторов (символов успеха).

Понятие "жизненный успех" определяется именно в сознании личности в виде смысловых конструкций, связей. Относительно целостная картина о феномене целедостижения, успеха в той или иной общности, в том или ином социуме может быть представлена совокупностью индивидуальных смыслов успеха отдельных личностей.

По материалам

социально-психологических исследований

Введение

Многообразие социальных практик современного российского общества, происходящие в последние десятилетия в общественные трансформации требуют осознания, объяснения и оценки социологов. Среди проблем, требующих детального анализа, можно выделить следующие: углубление демографического кризиса, проблему криминализации отдельных сфер общественной жизни и институтов власти, усиление социальной дифференциации населения, достигающее в отдельных регионах критических показателей, проблему информационный безопасности, информационных войн, социальных последствий усиливающейся информатизации общества.

Основные направления и методология анализа феномена социального успеха

На наш взгляд, не менее значимым и требующим своего исследования является следующий процесс, который характеризует социальную реальность современной России - повсеместное распространение идеи социального успеха, утверждение особой ценности успеха личности. Не менее актуальной для современного российского общества, чем знаменитое бухаринское «Обогащайтесь!» в конце 20-х годов, становится максима «Стань успешным!».

Можно с определенной долей уверенности говорить о формировании идеологии социального успеха в современном российском обществе, об утверждении в общественном сознании доктрины социального успеха. Нацеленность на успех, стремление к достижению успеха в различных сферах общественной жизни, следование определенным стандартам успешности, демонстрация символов социальной успешности становится фактором в значительной степени структурирующим социальную реальность и определяющим поведение социальных субъектов.

Важно отметить, что авторы, занимающиеся исследованием феномена социального успеха, процесса возрастающей роли стремления к успеху в системе жизненных ценностей личности и детерминант социального поведения, неоднозначно трактуют происходящие в современном российском обществе процессы. Одни исследователи обращают внимание на гипертрофию идеи личного успеха и рассматривают данный факт в качестве одной из причин дезинтеграции российского общества. Другие, напротив, подчеркивают неразвитость и неприемлемость достижительских стратегий в российском социуме, объясняя данным фактом низкую эффективность социальной системы в целом и низкие темпы общественных преобразований.

При этом большинство из них сходится во мнении, что в современном обществе господствует одна модель жизненного успеха, которую можно условно обозначить как денежная модель успеха, где главным критерием успеха выступает его денежное измерение, предлагаются одинаковые способы достижения и репрезентации успешности без учета специфики сфер общественной жизни, в которых реализуют себя социальные субъекты.

Можно сделать вывод о существующем противоречии между многообразием, плюрализацией социальных практик современного общества и универсализацией содержания и способов достижения социального успеха, которые включены в предлагаемую обществу доктрину успеха. Не учитывается, что успех многоаспектен, индивидуален, ситуативен, интерсубъективен, относителен, имеет как объективную, так и субъективную стороны, а также предполагает многовариантные способы его достижения.

Данная ситуация во многом обусловлена тем фактом, что сами понятия «успех», «социальный успех», «жизненный успех» недостаточно четко определены и разработаны в социальных науках. Как вполне обоснованно замечает А.Ю. Согомонов: «Среди богатого арсенала операциональных в современном культурном анализе «оппозиций» есть одна бинарная пара, которая на удивление остается мало приметной как в «чистой» социальной теории, так и в фольклористике, этнологии, антропологии, и, более широко, - в семиологическом анализе.

Но именно эта пара описывает, как кажется, фундаментальное противостояние концептуально различных направлений жизненной философии Человека, а именно противостояние двух макростратегий в проектировании жизненных достижений – Выделенности и Не-выделенности социального актера в его жизненной среде, распредмеченной в языке обыденной коммуникации оппозиционностью Успеха-и-Неудач - жизненного и профессионального, личного и коллективного, шумного и скромного и т.п.»

Безусловно, такое явление как успех достаточно часто выступает предметом научного анализа, но чаще всего данный анализ проводится не применительно к проблеме общественного бытия социального субъекта в целом, не как понятие, описывающее и структурирующее жизненное пространство как индивидуального, так и группового социального субъекта, не как показатель эффективности социальной системы в целом.

Чаще успех рассматривается в более узком плане: как успех конкретного действия, успех деятельности, как правило, производственной или учебной. Большой спектр работ посвящен рассмотрению успеха в контексте различных этических проблем, есть ряд работ, посвященных проблематике политического успеха. Однако, представляется необходимым провести комплексное и всестороннее исследование такого явления как социальный успех в рамках и средствами социологической науки.

Следует проанализировать успех на различных уровнях его проявления: индивидуально-личностном, корпоративном, социетальном, охарактеризовать мобилизующую роль и функции стремления к успеху, критерии успешности в различных типах общественных систем. Одним из направлений анализа может являться исследование социальных факторов, обусловивших активизацию достижительских стратегий и формирование идеологии социального успеха, выявление того социального слоя, который выступил в качестве заказчика данной идеологии.

Методологическим основанием подобного анализа могут выступить идеи К. Мангейма, который исследовал феномен социального успеха в контексте экономических амбиций личности, выявляя зависимость между экономической системой общества и социальным поведением личности. В качестве механизма воздействия экономической системы на личность К.Мангейм предлагает рассматривать именно стремление к успеху, указывая, что «ее воздействие осуществляется посредством психического механизма честолюбия, стремления к успеху». При этом проводится анализ субъективного и объективного успеха, непостоянных и относительно стабильных форм успеха, а также выявляется зависимость между возможностью достижения успеха и различными типами общества.


Метод «жизненного пути» как инструмент изучения современного российского общества

В современной российской социологии утвердился методологический плюрализм, допускающий применение разнообразных качественных и количественных методов в изучении социальной реальности. Так в последние годы сложилось понимание эффективности применения такого специализированного социологического метода, как метод «жизненного пути». По мнению западных социологов, данный метод позволяет рассматривать жизненную стратегию личности и траекторию ее социального движения в условиях трансформирующегося общества как взаимообусловленные явления.

Цель нашего исследования состоит в анализе жизненного пути как основы той социальной реальности, которая интерпретируется социологами как индивидуализированное общество. В теоретическом плане эти проблемы связаны, прежде всего, с важностью влияния трансформирующихся обществ на развитие человеческой жизни. При этом особое значение придается влиянию государственного регулирования на индивидуальную биографию, что для России особенно актуально.

Специфика метода жизненного пути состоит в том, что он объясняет социальные изменения, учитывая тот факт, что общественные структуры и институты напрямую связаны с уровнем индивидуального действия. Индивидуальная биография анализируется как связующее звено между различными внутри- и межиндивидуальными уровнями, которое позволяет проводить динамическое, многомерное и многоуровневое моделирование общественного развития.

Метод «жизненного пути» позволяет представить переживания и поведение одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания и поведение. К материалам жизненной истории могут относиться любые записи или документы, которые проливают свет на субъективное поведение индивидов и групп. При этом жизненный путь, как индивидуализированная социальная реальность, может рассматриваться и интерпретироваться с позиций нескольких методологических подходов.

Во-первых, жизненный путь индивида может быть рассмотрен как результат его стремления в определенных заданных ситуативных условиях реализовать оптимальный по его субъективным меркам вариант жизнеустройства, используя имеющиеся в его распоряжении ресурсы и руководствуясь индивидуальными целями и предпочтениями. Если в прошлом индивид сам в своих планах и действиях подвергался воздействию общественных структур, то впоследствии он и окружающие его люди сознательно или невольно способствуют изменению этих структур в настоящем и будущем.

Во-вторых, жизненный путь может рассматриваться как многоуровневый феномен, прослеживаемый от уровня структурных процессов через социальные институты и организации до уровня социальных траекторий индивидов и процессов их развития.

В-третьих, жизненный путь человека может рассматриваться как многомерный процесс, протекающий в нескольких взаимосвязанных жизненных сферах. В связи с этим, каждую жизненную сферу можно рассматривать как процесс, являющийся частью жизненного пути в целом.

В-четвертых, жизненный путь людей можно трактовать как нелинейный, высоко комплексный процесс, и главными источниками этой нелинейности могут выступать самореферентность, пространственно-временная взаимозависимость жизненных сфер и вертикальная взаимозависимость между различными уровнями социальных процессов.

Жизненный путь человека включен в высокодифференцированные многоуровневые общественные процессы. В частности, он протекает при структурирующем влиянии следующих факторов:

1) жизненных путей других людей, с которыми человек состоит в более или менее тесных отношениях интеракции: родителей, партнеров, детей, друзей и т. д.;

2) общественных институтов и организаций (промежуточных инстанций, государственных учреждений, трудовых организаций);

3) условий жизни в социальных и региональных контекстах, в которых протекает жизнь индивида или которые чередуются во времени;

4) сложившихся и изменяющихся общественных структур и исторических событий, которые представляют собой социоструктурные, политические, правовые, культурные и экономические условия организации жизни.

Структурные характеристики и условия планирования и организации жизни более точно можно описать следующим образом: путь индивида в определенной жизненной сфере – это самореференциальный процесс – человек действует на основе накопленных им в соответствующей жизненной сфере материальных, социальных и культурных ресурсов и жизненного опыта. Таким образом, «преформирующий» (научающий) опыт и решения в релевантных областях жизни, которые определенным образом ограничивают или расширяют спектр возможных выборов в будущих решениях и тем самым направляют жизненный путь в определенное русло, – это первый важный источник контингентности жизненного пути.

Каждую жизненную сферу можно рассматривать как процесс, являющийся частью жизненного пути в целом. Различные сферы жизни человека, как правило, не автономны, а взаимосвязаны и взаимообусловлены. Контингентность жизненного пути как раз и возникает из взаимозависимости различных жизненных сфер. При этом отдельные измерения жизненного пути в разных жизненных ситуациях и в зависимости от возраста могут иметь разную значимость для жизнеустройства.

Метод вторичного анализа данных для анализа факторов социальной безопасности

Для изучения предмета и объекта исследования использован комплекс социологических методов сбора эмпирической информации, среди которых вторичный анализ эмпирических данных социологических исследований, проведенных в Москве на протяжении 1993 – 2009 годов и в той или иной мере затрагивающих предмет авторской диссертации «Миграция как фактор социальной безопасности столичного мегаполиса».

Учитывая разрозненный характер этих исследований, разнообразие выборочных совокупностей, положенных в их основу, отсутствие мониторинга по проблемам безопасности, автором, по предложению профессора Г.Г. Силласте, была разработана в качестве инструментария систематизации эмпирических данных т.н. «интегративная вторичная анкета» для сбора и сравнительного анализа социологических показателей замера характеристик социальной безопасности мегаполиса и его сфер жизнедеятельности.

Это своего рода кодификатор различных социальных показателей, проанализированных на основе ранее собранной эмпирической информации. На основе разработанного вторичного инструментария систематизированы эмпирические данные социологических исследований с 1993 по 2007 годы. При этом автором дается обоснование социологических показателей измерения состояния социальной безопасности (с выделением фактора миграции) как индикаторов замера процесса его эволюции.

Сущность метода вторичного анализа данных. Различение понятий “вторичного анализа” и “вторичного исследования”.

Самым распространенным методом сбора информации в социологическом исследовании является раздаточный опрос в форме анкетирования.

При этом социологическими индикаторами замера социальной безопасности в социологическом исследовании выступают задачи исследования, сформулированные в форме вопросов и величины самооценки населением своей безопасности, оценок социальной устойчивости и угроз, опасностей в столичном мегаполисе. Роль исследователя состоит в правильном понимании целей и задач исследования и изложении вопросов и предлагаемых ответов для респондента с целью проверки выдвинутых гипотез.

На социальную безопасность личности, общества, государства влияет ряд факторов. Исследованию подвергаются факторы безопасности личности, мотивации, а также условия существования мегаполиса, как социально-территориальной общности. Для осуществления данных задач формируются вопросы и ответы исходя из выдвинутых гипотез.

Социологическое исследование подразумевает необходимый инструментарий, с помощью которого «снимаются» данные. Основным инструментарием исследования явилась специально разработанная автором интегративная вторичная анкета.

Содержание вопросов анкеты должно иметь связь с задачами исследования. На основании проведенной факторной операционализации составляется группа показателей, которые должны быть исследованы. Эти показатели выносятся в рамки вопросов, задаваемых респондентам. При этом они могут быть закрытыми, которые предлагают респонденту на выбор несколько вариантов ответов, полузакрытыми, когда предлагается несколько вариантов ответов, но за респондентом остается возможность дописать свою точку зрения, и открытыми, когда никаких вариантов возможных ответов респонденту в анкете не предлагается.

При этом, ответы, полученные в ходе опроса от респондентов и будут являться индикаторами тех показателей, которые разработаны в соответствии с методологией опроса. Индикаторы отражают субъективную позицию, мнение индивида об исследуемой проблеме. Полученные результаты позволяют подтвердить или опровергнуть теоретические гипотезы исследования, выдвинутые в соответствии с целью проводимого исследования.

Индикатор – «доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию». Социальный индикатор – «индикатор, характеризующий социальные объекты, отражающий состояния и процессы их функционирования и развития, являющийся инструментом сравнения».

Индикаторами замера социальной безопасности населения являются показатели оценок респондентами своего мнения по данной проблематике на основе специально разработанной анкеты для вторичного исследования, полученные в результате регулярных массовых (общероссийских) опросов, проводимых специализированными социологическими центрами и институтами.


Заключение

На наш взгляд данные идеи могут быть использованы при исследовании современного российского общества, анализе факторов, детерминирующих поведение социальных субъектов, одним из которых как раз и выступает стремление к успеху.

Особенность применения метода жизненного пути в России связана с тем, что изменения биографий должны иметь прямое соответствие в исторической трансформации общества. Российское общество хронически в таком состоянии. Исследователь должен исходить из относительно устойчивой и продолжительной значимости социального неравенства и социально-структурной дифференциации для возможностей жизнеустройства отдельных индивидов.

Для России это всегда было свойственно, даже в СССР было неравенство в доступе к ресурсам. При этом особое значение придается влиянию государственного регулирования на индивидуальную биографию. Таким образом, проведенный вторичный анализ социологических исследований позволил решить методологическую задачу и разработать систематизацию эмпирических данных посредством т.н. «интегративной вторичной анкеты» для сбора и сравнительного анализа социологических показателей.

Список литературы

1. Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений – состязательность – экономические амбиции / РАН ИНИОН; Пер. с англ. Е.Я. Додина; Отв. ред. Л.В. Скворцов. – М.: ИНИОН, 2008.

2. Согомонов А.Ю. Генеалогия успеха и неудач. – М.: ООО Солтэкс, 2008.

3. Блоссфельд Ж.-П., Хьюнинк И. (2008) Исследование жизненных путей в социальных науках: темы, концепции, методы и проблемы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т.IX. №1.

5. Ежов О.Н. (2007) Парадигма жизненного пути в зарубежной социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т.VIII. №3.

6. Алхасов М.М. Некоторые проблемы вторичного анализа данных массовых опросов // Сравнительный анализ и качество эмпирических социологических данных, М. 2007.

7. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации. Часть ІІ. Сборник трудов ИСА РАН. Москва: «УРСС», 2007.

8. Кузнецов В.Н. Социология безопасности. М., 2008.

9. Петров В.В. Этнические мигранты в принимающем обществе. Ч.1. Методология и теория исследования толерантности и мигрантофобии. Краснодар, 2008.

10. Сычева В.С. Вторичный анализ как метод. М.: СОЦИС, 2005, N 11.

О.В. Михайлова

ПРОЛЕГОМЕНЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «УСПЕХ»

Если хочешь достичь успеха, сначала переступи через себя, а потом - через других.

Тот, кто любит трудности своей профессии, не думая об успехе и славе, призван богами.

Роберт Луис Стивенсон

Исследуется «успех» как феномен, проявленный в различных контекстах: философском, социальном, образовательном. Автор обращается к исторической генеалогии понятия «успех», рассматривает подлинный и неподлинный модусы успешности. Концептуальные идеи успешной личности предъявляют требования к созданию человека нового типа - суперпрофессионального и супермобильного.

Существуют понятия, которые кажутся очевидными, и мы их используем повсеместно, наделяя привнесенными нами смыслами, не особо задумываясь об их природе. По-видимому, к их числу относится успех. Бесспорно, являясь одним из важнейших аспектов нашего сегодняшнего бытия, понятие «успех» используется как некая цель, к которой стремится, наверное, каждый человек, при этом вкладывая свои личностные переживания, а зачастую существует как некий готовый «рецепт», включающий «деньги, статус, славу». Мы часто желаем друг другу успеха наряду со здоровьем и счастьем. Что мы имеем в виду? И вообще, насколько можно изучать «успех» философски?

Возможно, успех является сегодня одним из «великих вопросов», через призму понимания, препарирования которого можно по-новому взглянуть на наше сегодняшнее бытие. В чем смысл успешного существования? Насколько успех является ориентиром в современном жизненном пространстве?

Цель данного размышления - попытка рассмотреть феномен успеха в его различных проявлениях: философском, социальном, образовательном. Поскольку, на наш взгляд, непродуктивно и неконструктивно предлагать готовый вариант определения успеха, стоит поставить вопросы, ответы на которые «схватят» «ускользающий феномен». В чем заключена его притягательность, почему слово «успех» у всех на слуху? Насколько успех является «русским» проектом или навязанным нам извне - проектом современного западного мира? Почему быстро вошел в наш повседневный дискурс, адаптировался, ассимилировался на российской почве? Является ли «успех» феноменом нового времени или существовал ранее и в каких формах?

В начале своего исследования мы столкнулись с проблемой: каков должен быть способ рассмотрения столь «ненаучного» (не строго научного) понятия. Видимо, специфика данного феномена, его неопределенность и многомерность определяют и способ его рассмотрения.

Отсутствие литературы философского направления по данной тематике усложнило задачу, с одной стороны, с другой же, напротив, возбудило еще больший интерес и открыло возможность для интерпретации.

Имеющаяся литература, которая посвящена успеху, является по большей части публицистической либо предназначенной для конкретных сфер деятельности: в менеджменте, психологии, различных тренингах.

На вопрос, что является успехом, ответы, как правило, сводились к перечислению следующих социальных

маркеров: достижение поставленной цели, слава, деньги, престиж, высокий пост и пр. Получается, что успех квалифицируется другими: ты успешен, только если социум признает тебя успешным. Однако встает вопрос о том, можно ли говорить о Людвиге ван Бетховене, Сергее Радонежском, других небогатых и не добившихся в свое время признания людях как успешных? Это один полюс. Другой полюс, который описывает В. Франкл, - успешны ли люди, закончившие Гарвард, занимающие высокие позиции в социальной иерархии, получающие высокие зарплаты, но ощущающие внутреннюю опустошенность, находящиеся в отчаянии ?

Очевидно, что помимо социального, успех имеет индивидуальное измерение. Через хайдеггеровское различение подлинного и неподлинного возможно говорить об успехе в личностном плане. Императив бытия подлинным формулируется так: «Будь самим собой!» Сложно объяснить, что значит «быть собой» и «не быть собой». Методологически проще исходить из отрицательной посылки. «Бытие не собой» реализуется в том случае, если мы ориентируем свою жизнь, исходя из конъюнктурных интересов социального или родительского заказа, прагматического расчета. Например, выбираем экономическую специальность не потому, что нам нравится экономика, а потому, что в будущем родители устроят на хорошо оплачиваемую работу.

Неизбежным следствием «бытия не собой» будет ощущение проживания чужой жизни: может оказаться, что я находился не на той работе, которая отвечала моим интересам, дружил не с теми, с кем хотел, а с кем было выгодно или удобно. Кажется, что приведенные размышления довольно банальны, но они потребуются нам в качестве регулирующей идеи в дальнейшем. Существует два полюса: или следовать только голосу своих желаний и не реагировать на мнение мира, или выполнять заказы общества, которые могут быть выгодными моделями существования. Концепт подлинности как внимательного отношения к своему должен быть дополнен слышанием социального контекста. Тогда, успешный человек - это тот, кто до-спел лично-стно и у-спел социально. «Вот это успех!» - восклицаем мы тогда, когда человек своим возникновением в этом месте и в это время заставляет оживать действительность - создать книгу, в которой люди находят их внутреннее невысказанное, наладить работу на предприятии и вдохнуть в его коллектив желание работать или просто замкнуть нужный проводок в микросхеме...

Исторический генезис понятия «успех»

Чтобы узнать, в чем сущность обсуждаемого феномена сегодня, целесообразно обратиться к генезису понятия - тому историческому контексту, где оно зародилось.

Первая аналогия, которая возникает при упоминании «успеха», - это протестантский проект, описанный М. Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма». Успешность человека была санкционирована самим Богом и возведена в ранг социальной добродетели. Совпадение профессиональных обязанностей и призвания, что в немецком языке обозначается одним и тем же словом «Beruf», явилось фундаментом пуританской этики и толчком к развитию капитализма и духа предпринимательства в тех географических регионах, где распространился протестантизм. Именно протестантская этика определила американскую жизненную модель: стремление к успеху как главной ценности. Смыслообразующей компонентой идеи успешности стало слияние духовного и экономического благоденствия . Это ярко иллюстрирует главный символ Америки - доллар, на котором написано: «In God we trust» («Мы верим в Бога»). Если ты служишь доллару, то не можешь не служить Богу.

В Америке, хотя она и была первоначально плюралистичной в религиозном плане, наибольшее значение приобрел протестантизм. Возможно, потому, что именно протестантизм представлял собой сплав, с одной стороны, религиозной жизни, а с другой - светской. По мнению политолога У. Галстона, религия стала выполнять прагматическую функцию - в качестве рецепта для достижения успешной, богопризнанной (что являлось одним и тем же) жизни индивида . Протестантские принципы делового успеха, исполнение собственного призвания стали нормой жизни американского общества, которую должен соблюдать каждый человек. Даже теологи того времени, в частности Н. Пил, утверждали, что религиозная вера - это не нечто благочестиво пуританское, а научная рекомендация по созданию жизни, полной успеха, и что экономика и духовное спасение идут рука об руку .

Постепенно с возросшим ростом мобильности, расширением рыночных отношений во всех сферах -не только экономической, но и социальной - религиозная составляющая «вымывается» из ориентиров американского гражданина. Материальные благосостояние и независимость становятся не столько богоугодным делом, сколько стандартом общества.

Прагматическое мировосприятие выразилось в известной американской философской традиции, представленной У. Джемсом и Ч. Пирсом, а также в системе образования, которая, по сути, выполняет в обществе функцию сохранения и воспроизведения ценностей. Для преподавания в американских учебных заведениях выбирались только те знания и навыки, которые могли помочь в достижении материального успеха, или же способствовать формированию черт характера, ассоциируемых с «self-made man» - «человеком, сделавшим самого себя». Человек умен постольку, поскольку может конвертировать свои знания в материальный эквивалент.

«Успех» в США - это не просто слово, вплетенное в употребление наряду с другими словами, не только констатация достижения результата в деле, сколько социальная норма существования, жизненный императив «будь луч-

шим во всем!». Успех, можно сказать, является национальной идеей, способом позиционирования американцев по отношению к другим. «Я - американец» означает уже превосходство и более высокие стартовые позиции.

Удивительно, в России сегодня наблюдается становление труда как одной из важнейших жизненных ценностей . Люди начинают воспринимать работу не только областью приложения усилий, приносящей прибыль, но и пространством личностного роста и самореализации. Меняются стереотипы русских по отношению к работе: от привлекательности «халявы» (нашедшей художественное отражение во многих русских сказках про Емелю и щуку, Ивана-дурака и Жар-птицу, старика и золотую рыбку) к привлекательности зарабатывания собственным трудом. Теперь человек понимает, что его доход находится в прямой зависимости от затраченных усилий, а не от времени на рабочем месте. Принцип «уравниловки» больше не действует.

Возникают закономерные вопросы: как долго люди смогут работать ради материального достатка? Являются ли деньги проектом успеха по-русски? Видимо, мы хотим зарабатывать не только, чтобы выжить, но выжить определенным образом - понимать для чего мы зарабатываем. Если в Америке «оправдывающим» механизмом материального роста служила протестантская этика, то что будет являться духовной основой для российского общества? У нас невозможна, да и не нужна религиозная унификация; православие как исторически самая долгоживущая религия, на наш взгляд, не может служить началом, объясняющим, в каком направлении двигаться. Надо признать, что на сегодняшний день ни одна институция - будь то церковь или государство - импотентны в роли созидателей смысла для индивида: нет определенной государственной программы, отражающей интересы россиян и решающей их проблемы; религия непривлекательна либо из-за своей «отстраненной возвышенности», либо конъ-юнктурности. Понимают ли это люди, находящиеся в правительстве и Церкви, неизвестно, хотят ли создать проект по выведению России из пространства духовной дезориентации, тоже непонятно.

Мы можем, в свою очередь, обратиться к той области, которая находится в поле нашего зрения. Образование -та институция, которая допускает, с одной стороны, участие каждого индивида, с другой - является рупором: тебя услышит большое количество людей. Через образовательную систему можно переплавлять абстрактные идеалистические идеи в конкретные действия. Как считает Исаак Фрумин, бывший директор школы, а ныне координатор российских образовательных проектов Всемирного банка, система образования - корпорация национального (курсив мой. - О.М.) масштаба. Хотя сейчас она зашла в тупик, но потенциально нацелена на выстраивание стратегии будущего по следующим направлениям: определить присущие ей (и желательно только ей) конкурентные преимущества, выявить очевидные недостатки, которые надо устранить, и, наконец, обсудить основные тренды рынка или, иначе, вызовы, на которые ей надо ответить. А принципиальных вызова - три:

Вызов времени, т.е. необходимость выращивать человека, умеющего развиваться самостоятельно;

Вызов территории, т.е. предоставление человеку возможности идентифицировать себя с понятием «русский»;

Вызов нравственности - дарение образа героя .

Если российское образование (вместе с членами общества) сумеет достойно ответить на вызовы времени, то велика возможность создания духовного базиса, который будет поддерживать (и обеспечивать) не только экономическое, но и социальное развитие россиян. По крайней мере, многие эксперты из совершенно разных областей придерживаются этого мнения.

Проблемная ситуация

В чем состоит особенность современной ситуации в мире и в России в частности? В чем специфика современного социокультурного развития, в контексте которого функционирует понятие «Успех»?

Несомненно, это время все более ускоряющегося ритма жизни. Наверное, практически каждый испытывает дефицит времени: все надо успеть, т.е. выполнить к определенному сроку. Так, например, в толковом словаре В. Даля успех определяется через глагол «успевать»: Успевать, успеть в чем, иметь успех, удачу, достигать желаемого. Успеть куда, поспеть, быть к сроку. Успеть в деле, в работе» .

В традиционном обществе, где основными принципами и ценностями являлись стабильность и наличие гарантий, проблема «успеха» и «успешности» не была актуальной. Параметры общественной системы были четко заданы и соответствовать определенным стандартам (или быть «чуть-чуть лучше») означало быть «вписанным» в данную систему, т.е. быть автоматически успешным. «Быть подобным системе» - рецепт успеха в классическом обществе.

Эпоха скоростей и рыночного капитализма привела к феномену глобализации. Как красочно описывают ее К. Нордстрем и Й. Риддерстрале, это необыкновенное состояние нестабильности и неопределенности, связанное с увеличением (расширением) возможностей для каждого, с одной стороны, и одновременно увеличением конкуренции - с другой, причем в масштабе всего мира, такой чудный «караоке-капитализм» .

В современном обществе, в условиях ценностного плюрализма, не может быть единого рецепта успешности. Само понятие «успех» не может быть жестко (четко) определено, т.к. отсутствует основание, точка отсчета, непонятно, чему нужно соответствовать.

Видимо, эта открытость границ и скорость изменений являются теми факторами, которые все больше и больше влияют на нашу жизнь.

Каким же должен быть современный человек в такой жизни? Успешным, т.е. успевающим. Успевающим конкурировать со всем миром, но в первую очередь «с самим собой», эдакий «караоке-человек», для которого успех, драйв, self-motivation - естественное состояние. «Я стараюсь танцевать не лучше другого, а лучше самого себя» (Михаил Барышников).

Видимо, в современном мире и не следует создавать общезначимые стандарты «успеха» («эйдос успеха»). Успех у каждого свой. Следовательно, человек должен создать свой рецепт успешности, а не «готовить» по поваренной книге.

Какой должна быть образовательная ситуация, формирующая такие индивидуальные траектории успешности?

Исчезнувшая социальная определенность, которая поддерживалась государством-«заботливым отцом» в отношении социального блага, в частности образования, поставила нас перед ситуацией, когда получение образования стало нашей проблемой, а не только государственной. Теперь мы, исходя из собственных представлений о будущем, должны сделать выбор. Мы свободны в выборе, и это положительный социальный эффект, но в тоже время существуют постоянный риск и ответственность за принятое решение. Ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодор Шанин говорит, обращаясь к своим студентам: «Я буду очень удивлен, если каждый из вас в течение своей профессиональной жизни не поменяет четыре специальности. И поэтому готовить вас “узко”, к специфической профессии, не вполне эффективно. Вам надо готовиться к взрослости, к способности употребить аналитическое мышление, к способности переброситься с позиции на позицию, понимать изменившиеся условия и в этих условиях действовать» (цит. по: ).

Таким образом, современная ситуация требует качественно нового типа личности: суперпрофессиональной, с одной стороны, но при этом супермобильной, быстро реагирующей на все вызовы времени, с другой. Однако это только социальные компетенции успешной личности сегодня. Есть и другое измерение - индивидуальное, о котором мы писали выше, - подлинная успешность, которая выражается в сохранении своего в любом контексте, ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

2. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.

3. Вебер М Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения / Пер. с нем. Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Пре-

дисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

4. Galston W. Public morality and religion liberal state // PS-1986. Vol. 15, № 5. P. 810-812.

5. Peal N. The positive religion. N.Y., 1953. Р. 31.

6. Магун В.С. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения // Россия: трансформирующееся общество / Под ред.

В.А. Ядова. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001. С. 430-448.

7. Галушкина М., Гурова Т., Денисова Д. Обновление канона. Режим доступа: http://stra.teg.ru

8. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: около 1500 иллюстраций / В.И. Даль;

Предисл. Юрия Медведева. М.: АСТ, 2005. 348 с.

9. Риддерстрале Й., Нордстрем К. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. СПб., 2003. 280 с.

10. Риддерстрале Й., Нордстрем К. Караоке-капитализм. СПб., 2004. 328 с.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Техникум водного транспорта» Индивидуальный проект на тему: «На пути к мечте: формула успешного человека» Над проектом работала: студентка группы 16, I курс, специальность 26.02.02 «Судостроение» Иванкова Олеся Сергеевна Руководитель: преподаватель Курбатова Лариса Джоновна г. Шлиссельбург 2017г. 1 Содержание Введение……………………………………………………………………………………….3 Степень теоретической разработанности темы……………………………………………..4 Экспериментальная часть…………………………………………………………………….5 Заключение…………………………………………………………………………………….7 Список использованных источников………………………………………………………..7 Приложения…………………………………………………………………………………...8 2 Введение Актуальность выбранной темы продиктована условиями современной жизни. Понятие «успешный человек» – социальный феномен современного общества. В этой связи возникает вопрос: какого человека мы можем назвать успешным, и каковы критерии успешности? Как стать успешным? Что для этого необходимо: знания, образование или удача? Каждое поколение создает свой идеал, свою модель жизненного успеха, выдвигает свои составляющие его компоненты, свои методы и свои сроки его достижения. Вышесказанное определило цель работы: выявление критериев успешного человека и построение собственной формулы успеха. Объектом исследования является понятие «успешность», как социальный и культурный феномен. Предмет исследования – образ «успешного» человека. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: -выявить сущность понятия «успешный человек»; -на основании анкетного опроса определить критерии успешности; -обосновать успех как результат деятельности; -обосновать и вывести индивидуальную формулу успеха. Гипотеза исследования: человек будет успешным, если: сформулирует индивидуальную формулу успеха, направленную на стремление к самому себе как «Я успешному». В данном исследовании использовались такие методы, как: анализирование, диалог и анкетный опрос, а также количественно-качественные единицы измерения. Целевая аудитория: проект рассчитан на молодых людей, их родителей и преподавателей и ученых, занимающихся проблемой успешности в построении профессиональной карьеры. 3 Степень теоретической разработанности темы Тема успеха не относится к числу хорошо разработанных в отечественной литературе, поскольку сама категория «успех» и смежные с ней понятия («карьера», «свое дело», бизнес», «деньги», «статус» и подобные) не имели ранее теоретической легитимности. Рассуждения об успехе и успешности можно встретить в источниках ненаучного публицистического характера, например в работах авторов, предлагающих «рецепты» достижения карьерного успеха, формирования личной эффективности, объясняющих различные образовательные практики или тренинги (Н.И. Козлов, К. Тернер, Б. Трейси, Д. Кехо, Е. Jlep и др.). В предлагаемых концепциях «успех» рассматривается как нечто самопонятное, полагающее установленные значения и смыслы. Понятие «успех» является репрезентативным для американской традиции, к которой можно отнести М. Вебера, P.M. Хубера (Huber Richard M.), Г. Иххайсера (Ichheiser G.), В. Галстона (Galston W.), A.B. Грисволда (Griswold A.W.), H. Пила (Peal N.) и др. Успех рассматривается как понятие, которое, как правило, определяется внешними маркерами: «богатство», «деньги», «слава», «признание» и др. В российских условиях и с российским типом ментальности тема успеха ставилась принципиально иначе (или вообще не предполагалась как вызывающая теоретический интерес). Поэтому сегодня оказывается важным исследовать особенности функционирования данного феномена в нашей реальности. Среди представителей русской философии, близким по видению данных проблем в экзистенциальном ракурсе, можно назвать H.A. Бердяева, C.JI. Франка, Г. Флоровского и др. В отличие от американского прагматизма русская философская традиция акцентирует внимание на внутренних, экзистенциальных факторах бытия человека. Нельзя не отметить работы современных российских авторов, которые обращаются к проблеме формирования «человека успешного». Среди них: В.И. Белов, В.П. Топоровский, Г.П. Щедровицкий, М.К. Мамардашвили, Н.С. Юлина, Г.И. Петрова, B.Н. Турченко, И.Д. Проскуровская, A.B. Попов, И.В. Мелик-Гайказян и др. 4 Указанные авторы в качестве среды, в которой осуществляется становление человека, называют образование. Образование рассматривается ими не только как социальный институт, но прежде всего как форма человеческого бытия, продуцирующая человека успешного. Экспериментальная часть 1.Определние критериев Для определения критериев успешности были опрошены студенты группы будущих судостроителей (20 человек). Работа состояла из двух этапов: На первом этапе им было предложено ответить на вопрос: «Кто такой успешный человек?» Результаты опроса приведены в таблице (приложение 1). На основании ответов мы можем сделать вывод, что успешным человеком студенты считают человека, у которого в жизни во всех областях все складывается, а это значит, что в его жизни есть и счастье, и хорошая карьера, и свое прибыльное дело. На втором этапе была проведена дискуссия, направленная на выявление мнения студентов о жизненном успехе. Как показали данные дискуссии, среди студентов, выявились два образа жизненного успеха, которые распространены примерно одинаково: успех-результат и успех – процесс. Таким образом, можно выделить следующие критерии «успешности», подразделив их на внешние и внутренние. К внешним критериям можно отнести видимые достижения человека: материальное благополучие; признание и известность в профессиональных кругах; общественное признание (награды, звания); доступ к финансовым ресурсам для реализации своих идей и планов; хорошее здоровье, физическая привлекательность; признание «дальнего» окружения. К внутренним критериям отнесем: удовлетворенность своей жизнью (работой, семьей, материальным положением, отношениями и т.д.); творческая реализация личности; надличностная реализация (внесение творческого вклада в культуру, искусство, в развитие 5 общества); ощущение своей нужности и способности помогать другим людям, удовлетворять их потребности. Обозначим качества успешного человека: трудолюбие, терпение, целеустремленность, упорство, решительность. И его отличительные характеристики: успешный человек всегда движется вперед и никогда не останавливается на достигнутом; успех сегодня – это та величина, на которую человек превзошел себя вчерашнего. Несомненным является тот факт, что главный критерий успешного человека– чувство удовлетворенности своей жизнью, которое невозможно без профессиональной состоятельности. 2.Выведение индивидуальной формулы успеха Следуя постулатам успеха: ЗАХОТЕЛ – СПЛАНИРОВАЛ – СДЕЛАЛ, я наметила цель и план ее достижения. Карьерограмма практикант Чертежник Техник Инженер Инженер 2 категории Инженер 1 категории Руководитель отдела Инженер проекта Инженер 3 категории Руководитель группы Главный инженер завода Понимая, что для реализации поставленной цели необходимо определить вектора действия, я составила систему координат своей профессиональной карьеры: профессиональный рост, должностной рост, финансовый рост. Далее разработала алгоритм действий: 1.Образование неотъемлемая часть любого человека. Первый этап – получение образования. 2.«Теория без практики мертва». Второй этап – практика на предприятии. 3.Учение – через всю жизнь! Третий этап – совершенствование через продолжение образования и получение дополнительного образования. На основании проведенного исследования выведем формулу успеха. 6 Первое – нужно найти такое дело, которое бы нравилось, но не просто нравилось, а чтобы от одной мысли, что я буду этим заниматься, вырастали бы крылья, энергия и сила росли бы каждый раз, когда я занимаюсь любимым делом. Второе - я должна стать экспертом в этом деле, то есть знать его досконально и делать его лучше абсолютного большинства людей. Третье – я должна научиться извлекать из этого прибыль. Таковы основные составляющие формулы успеха: Д + Э + П=У Заключение «Талантливый человек талантлив во всем», по настоящему успешный человек, распространяя вокруг себя ауру радости, затягивает на ее орбиту счастье и удачу! Я верю в себя! И у меня все получится! Нужно только действовать! Таким образом, в процессе исследования поставленные задачи решены, цель достигнута, гипотеза – подтверждена! Теоретически обоснована и сформулирована индивидуальная формула успеха, направленная на стремление к самому себе как «Я успешному». Список использованных источников 1. Афанасенко И.В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-КОНЦЕПЦИИ [Текст] // Сборник материалов III всероссийского съезда психологов. СПб., изд-во Ленинградского государственн, 2011. - 250 с. 2. Великий коммуникатор / Энциклопедии карьеры, [Электронный ресурс] / Портал «Онлайн-журнал» «HEADHUNTER», 2012 г. 3. Симов С. Планирование успешной карьеры /С. Симов// Портал «Территория твоего развития» http://www.brainity.ru адрес в сети Интернет: [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.brainity.ru/business/career/3569/. 7 Приложение1 Таблица 1. Результаты опроса студентов на вопрос: «Кто такой успешный человек?» № Успешный Количество п/п человек - это % 1 Человек, у которого в жизни во всех областях все складывается 55 2 Человек, у которого в жизни есть и счастье и успех 35 3 Человек, который сделал хорошую карьеру 5 4 Бизнесмен, у которого на работе все складывается 0 5 Человек, у которого есть свое прибыльное дело 5 Таблица 2. Анализ своих качеств и их сопоставление с необходимыми для судостроителя. Профессионально важные качества Соответствие моих личностных качеств ответственность и внимательность + собранность и дисциплинированность + 8 технический склад ума + компьютерная грамотность недостаточная усидчивость + готовность углубиться в одну обширную задачу недостаточная 9

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Караханян Екатерина Владимировна. Социально-философская концепция успеха: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11 / Караханян Екатерина Владимировна; [Место защиты: ГОУВПО "Башкирский государственный университет"].- Уфа, 2010.- 135 с.: ил.

Введение

ГЛАВА 1. УСПЕХ КАК ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 14

1. Успех: многоликость проблемы 14

2. Социокультурные условия формирования понятия «успех» 45

3. Успех как социальное явление 66

ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИЯ УСПЕХА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 76

1. Аспекты и грани успеха в современном российском обществе 77

2. Основные модели успеха 90

3. Тендерное измерение успеха: «успешные мужчины» и «успешные женщины» 103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 118

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Социально-политические трансформации, изменившие Российское общество до неузнаваемости за последние двадцать лет и продолжающие изменять нашу жизнь, актуализировали явления и процессы, а вместе с ними: - и соответствующие поля понятий, не свойственные ранее отечественной

культуре или же основательно забытые. Одним из таких понятий

является понятие «успех», «успешность», реанимированное и привнесенное либерально-демократической идеологией и рыночной экономикой, основанными на идее конкуренции и принципе частной собственности, и ориентирующими на достижение высокого социального статуса и обретение материального благополучия.

Появление в нашем обществе «успешных» политиков, «успешных»
предпринимателей, «успешных» артистов и спортсменов
продемонстрировало, что на арену социальной действительности не
только вышли представители новых профессий, такие как
предприниматель или политик, но и произошли" сдвиги в понимании
содержания старых. Рыночная экономика привнесла новые критерии в
оценку успехов и значимости тех или иных людей. Те качества, которые
считались важными и высоко оценивались в советскую эпоху
(ответственность, принципиальность, верность режиму, идеологическая
устойчивость), перестали удовлетворять современным требованиям
успешности. Актуализировались характеристики, играющие

значительную роль в экономико-правовой, а не политико-идеологической деятельности: умение предугадывать или формировать рыночный спрос, «играть» на слабостях законодательства, добиваться результата, невзирая на обстоятельства и т.п. Поэтому целое поколение не сумевших адаптироваться к постперестроечным обстоятельствам бывших

«властителей дум», приобретших общественный вес благодаря не только номенклатурным качествам, но и вкладу в духовную культуру, было отодвинуто теми, чье жизненное кредо отвечает требованиям наших дней.

Социальная трансформация современной России придает вес и престиж одним видам занятий (предприниматель, менеджер и т.п.) и демонстрирует несостоятельность и непопулярность других. Это не означает, что менее вписанные в рынок профессии (ученый, врач, педагог и т.п.) менее значимы для общества. Но деятельность в их рамках, как правило, не приносит сиюминутных результатов, будучи нацелена на отдаленную перспективу, в отличие от «рыночных» профессий, ориентированных на «быстрый оборот» и- мгновенную реакцию на изменения в обществе. Престижность профессии (подкрепленная соответствующими социально-культурными параметрами, так называемыми стратификационными критериями) - достаточно отчетливый показатель успешности человека или, как минимум, хорошая стартовая площадка для успешной деятельности.

Вышеперечисленные обстоятельства показывают, что понятие успеха неоднозначно: разные социальные условия диктуют разное понимание успеха. Очевидно, что такое различие в понимании обусловлено теми критериями, которые вырабатываются в рамках определенной социальной системы. Но существует ли некая система критериев, которая бы индексировала успех независимо от социальных условий? Каковы вообще социокультурные условия, которые приводят к возникновению феномена успешности? Свойственны ли эти условия любому типу общества или являются отличительной чертой определенного типа социальной системы? Выяснению этого и посвящено наше исследование.

Степень разработанности проблемы. Работы, посвященные изучению успеха, можно разделить на несколько групп. Наиболее распространены исследования практико-психологических " аспектов успеха, предлагающие методики и технологии его достижения. К этой категории относятся работы таких зарубежных и отечественных авторов, как Л. Браун, Ф. Дэвис, Д. Карнеги, Ф. Макгро, К. Тернер, Н. Хилл, М. Холл, А.С. Белкин, Н. Владиславова, СЮ. Ключников, Н.И. Козлов, М.К. Киянова, Е.В. Ксенчук 1 .

Ряд современных зарубежных исследователей рассматривает факторы формирования успеха. В частности, этому посвящены размышления У. Бека, П. Бергера, Т. Веблена, Э. Гидденса, Т. Лукмана, Дж. Мида, А. Щюца 2 .

Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб.: Питер-пресс, 1996; Дэвис Ф. Создай себе имидж: Как всем своим видом излучать успех. - Минск: Попурри, 1998; Карнеги Д. Может ли религия способствовать жизненному успеху? // СОЦИС. - 1990. - № 2. - С. 108-116; Макгро Ф. Стратегии жизни. Технологии личной эффективности. - М., 2002; Тернер К. Мы рождены для успеха. - М.: Фаир, Гранд, 1998; Хилл Н. Закон успеха. Думай и богатей. - Екатеринбург: Литур, 2000; Холл М. НЛП-мастер: полный сертификационный курс. Высшая магия НЛП. - СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007; Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. - М., 1991; Владиславова Н. Русское НЛП. Полный курс НЛП-практик. - М.: ООО Издательство «София», 2009; Ключников СЮ. Фактор успеха. Новая психология саморазвития. - М., 2002; Козлов Н.И. Формула успеха, или философия жизни эффективного человека. - М.: Астрель, 2008; Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха: Книга для каждого, кто ставит перед собой цели и стремится к их достижению, взаимодействуя с другими людьми. -М.: Дело, 1993 идр.

2 Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Медиум», 1995; Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М., 2003; Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. - М.: Издательство МГУ, 1994; Шюц А.

Представители гуманистической психологии - А. Маслоу, К. Роджерс, Б.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова 1 - видят корень успеха в самореализации личности. Также психологический подход к успеху реализован в работах У. Аткинсона, О.Н. Арестовой, Л.В. Бородиной, А.В. Глухаревой, Л.М. Головиной, У. Джеймса, Т. Дембо, К. Левина, О.Н. Родиной, Г.В. Турецкой, X. Хекхаузена, Ф. Хоппе, М. Хорнер 2 . Эти исследователи делают акцент на изучении психологической сущности успеха (уровень притязаний, мотивация достижения/избежания успеха, детерминация поведения человека этой мотивацией).

Культурно-антропологический подход к трактовке успеха характерен для следующих авторов: Р. Бенедикт, Ф. Боас, К. Гирц, Б.

Избранное: Мир, светящийся смыслом. - М.: «Российская политическая энциклопедия», (РОССПЭН), 2004 и др.

1 Маслоу А. Теория человеческой мотивации // Маслоу А. Мотивация и личность. -
СПб.: Евразия, 1999; Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -

М.: "Прогресс", 1994; Никитин Б.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. - СПб.: Алетейя, 2000 и др.

2 Аткинсон У. Закон привлечения и сила мысли. - М.: «София», 2008; Арестова О.Н.,
Глухарева А.В. Индивидуальные особенности поведения в ситуации хронического
неуспеха при работе с компьютером // Вестник МГУ. - Сер. 14. - 1996. - № 1;
Бородина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М.: Изд-во МГУ, 1986; Головина
Л.М. Изучение процесса целеобразования в экспериментальной ситуации выбора
задач после успеха/неуспеха // Психологические исследования интеллектуальной
деятельности. - М., 1979; Джеймс У. Прагматизм. Новое название для некоторых
старых методов мышления. Популярные лекции по философии // Джеймс У." Воля к
вере: Пер. с англ. - М. Республика, 1997; Левин К. Теория поля в социальных науках.
- СПб.: Сенсор, 2000; Родина О.Н. О понятии «успешности» трудовой деятельности //
Вестник Московского государственного университета. - Сер. 14. - 1996. - № 3;
Турецкая Г.В. Страх успеха: психологические исследования феномена //
Психологический журнал. - 1998. - №1; Хекхаузен X. Психология мотивации
достижения. - СПб.: Речь, 2001 идр.

Малиновский, В. Тернер, Д. Шнейдер 1 . Эти исследователи анализируют проблему культурной детерминации достижения успеха, его социокультурные модели. Общая линия, свойственная этому подходу, состоит в том, что успех понимается как стратегия личности, выстроенная согласно культурному образцу и идеалу рассматриваемого типа общества.

Мыслители, которых можно отнести к философской линии изучения успеха - Т. Мор, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Ж.-Ж; Руссо, И. Кант, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Л.Н. Коган, Е.В. Грунт - рассматривают успех как решение проблемы смысла жизни, а смысл жизни как выражение представлений об успехе.

Некоторые исследования акцентируют внимание в анализе успеха на проблеме ценностей (их природе, сущности, функциях, классификации, трансформации): Г. Риккерт, Т. Парсонс, С.Ф. Анисимова, В. Божик, В.Л. Василенко, В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, Г.Я. Головиных, А.В. Гулыга, В.Д. Диденко, О.Г. Дробницкий, Д.А. Леонтьев,

1 Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры. - М.: РОССПЭН, 2004;
Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США // Антология
исследований культуры. - М.: Университетская книга, 1997. - Т. 1; Боас Ф. Эволюция
или диффузия? / Пер. Ю.С.Терентьева // Антология исследований культуры. - СПб.:
Университетская книга, 1997. - Т.1; Гирц К. Интерпретация культур. - М.:
РОССПЭН, 2004; Малиновский, Бронислав Избранное: Динамика культуры. - М.:
РОССПЭН, 2004 и др.

2 Бэкон Ф. Сочинения: В 3-х т. - М., 1978; Гоббс Т. Сочинения. В 2 т.- М., 1991;
Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Разыскание истины. - СПб.: Азбука,
2000; Кант И. Сочинения: В 6-ти т. - М., 1963-1966; Кьеркегор С. Страх и трепет. -
М., 1993; Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984; Ницше Ф.
Сочинения: В 2-х т. - М., 1990 и др.

Б.В. Орлов, Н.К. Эйнгорн, ЯЛ. Розин, У. Томас и Ф. Знанецкий, В.П. Тугаринов 1 .

Тендерный аспект успеха разрабатывается рядом отечественных исследователей, в частности, Н. Ажгихиной, С. Айвазова, Л.В. Бабаева, P.M. Канапьянова, Л.Л. Рыбцева, Г.Г. Силласте, СВ. Скутнева, В.А. Суковатая, И.О. Тюрина, А.Е.Чирикова, К. Хорни, А.Г. Штейнберг, Э.А. Янкова 2 .

Риккерт Г. Философия жизни. - Киев: Ника-центр, Вист-С, 1998; Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. - М.: Издательство МГУ, 1994; Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальных трансформаций (поколенный период).// Социс. - 2002. - № 1; Головиных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного-сознания // Философские науки. - 1989. - № 6; Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986; Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М, 1975; Орлов Б.В., Эйнгорн Н.К. Духовные ценности: проблема отчуждения. -Екатеринбург: Издательство УрГУ, 1993; Розин Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений // Философские науки. - 1989. - № 6; Розов М.А. Рефлектирующие системы, ценности и цели // Идеал, утопия и критическая рефлексия. - М., 1996; Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Л-., 1968 и др. 2 Ажгихина Н. Когда Россией будет управлять Маргарет Тэтчер? Несколько штрихов к портрету женщины-политика в российском информационном пространстве и о самом медийном пространстве // Тендерные исследования."- 2007. - № 16; Айвазова С. Тендер и российская политика: конфликт макро- и микроуровневой власти // Тендерные исследования. - 2004. - № 10; Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь // Российский общественный научный фонд. Научные доклады 34. - М., 1996; Канапьянова P.M. Женщины во властных структурах // Социс. - 2007. - № 2; Рыбцева Л.Л. Жизненные ценности женщин // Социс. - 1997. - № 10; Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальных трансформаций в России // Социс. - 1994. - № 3; Скутнева СВ. Тендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социс. - 2003. - № 11; Суковатая В.А. Бизнес-леди: мифы и реальность // Социс. - 2002. - № 11; Тюрина

Вместе с тем, исследований, посвященных целостному социально-философскому анализу успеха, пока нет. Подавляющее большинство исследований носят практический характер и обращено к психологическим аспектам успеха, что явно сужает его понимание, оставляя нераскрытым социокультурный контекст и содержание. Кроме того, практически отсутствуют работы, посвященные рассмотрению изменения представлений об успехе в историческом процессе и причинам этих изменений, а также пониманию успешности в современном обществе. Вышеуказанное обуславливает необходимость обращения к социально-философским аспектам этого понятия и феномена.

Объектом диссертационного исследования является

динамическая взаимосвязь успеха, социальности и социальных субъектов.

В качестве предмета исследования выступает социально-философское измерение успеха как понятия, феномена и идеологии на примере современной России.

Цель данного исследования состоит в разработке основ социально-философской концепции успеха, что может быть достигнуто посредством решения ряда исследовательских задач:

Анализа различных подходов к понятию «успех», выявления соотношения этого понятия с другими философскими понятиями и категориями;

И.О. Тендерные аспекты занятости и управления // Социс. - 2002. - № 11; Чирикова А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психологический журнал. - М., 1999. - Т. 20. - № 3; Хорни К. Женская психология. - СПб, 1993; Штейнберг А.Г. Мужской характер женского менеджмента // Социс. - 2002. - № 11; Янкова Э.А. Советская женщина (социальный портрет). - М.: Политиздат, 1978 и др.

рассмотрения трансформации представлений об успешности в ходе культурно-исторического процесса и выявления социокультурных условий формирования понятия «успех»;

определения социальных маркеров успешности и критериев успеха как социального явления;

исследования особенностей достижения успеха в современном российском обществе;

анализа тендерных аспектов успешной деятельности, а именно уяснения тендерной составляющей успеха..

В качестве методологического основания работы выступают социально-конструктивистские концепции, воплощенные в теориях современных западных и отечественных исследователей: Н. Элиаса, П. Бергера и Т. Лукмана, П. Бурдье, В.Е. Кемерова. Эти концепции являются антиредукционистскими, т.е. стремятся избежать акцента, либо на индивидуальном, либо на социальном. Напротив, они утверждают их неразрывную взаимосвязь в ходе самореализации отдельного индивида в процессе взаимодействия с другими социальными субъектами. Опыт их продуктивного использования при анализе процессуальной социальности мы видим, в частности, в работах И.В. Фроловой. Сложность понятия «успех» требует аналогичной динамической пространственно-временной целостности, без учета которой невозможно адекватно сформулировать это понятие и выявить его социальную сущность.

В рамках исследования применялся ряд подходов. Системный подход позволил раскрыть целостность феномена успеха, выявить взаимосвязи между его структурными компонентами, рассмотреть успех как часть социокультурной среды. Сравнительно-исторический подход был направлен на выявление изменений представлений об успехе в ходе развития социума. Психологический подход помог проанализировать

связи успеха с мотивацией и эмоциональной сферой личности. Также были использованы традиционные общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, абстрагирования, аналогии.

Новизна работы состоит в построении основ социально-философской концепции успеха как понятия, феномена и идеологии. Эти основы детализированы в следующих положениях:

Доказана недостаточность существующих подходов к пониманию феномена успеха и необходимость разработки и применения интегрального социально-философского подхода, основанного на понимании сложной социально-процессуальной природы успеха.

Обосновано авторское понимание успеха как способности социального субъекта влиять на социальную реальность, то есть изменять в ходе своей деятельности социальные отношения, социальное пространство. и время, создавать основы для дальнейшего социального продвижения.

Определены основные социокультурные аспекты успеха: 1) эффективная результативность деятельности, совершающаяся в соответствии с социокультурными нормами общества; 2) наличие существенной положительной вертикальной мобильности, в результате которой" улучшаются существующие социальные статусы субъекта и появляются новые; 3) положительная оценка, одобрение со стороны социального окружения; 4) реструктуризация социального хронотопа, изменение социальной реальности посредством интенсификации и концентрации социального взаимодействия и создания

Перспективного и конкурентоспособного символического ресурса.

Выявлены причины специфического понимания успеха в
современном российском обществе, в основании которых -
неразвитость либерально-демократических традиций; обусловленность
православной религиозной традиции, утверждающей" приоритет духовного
над материальным; соборность, общинность российской ментальности.

1. Успех-удача, возникающий в результате благоприятного стечения

обстоятельств, когда трудно определить фактор, обусловивший успех, либо такого фактора просто нет.

2. Успех-содействие, возможный как результат коллективных усилий, когда
личность достигает результата, имея поддержку со стороны социального

окружения, социальной группы.

3. Успех-преодоление, достижимый благодаря персональным усилиям
личности, ее вьщаюшимся способностям вопреки неблагоприятным
обстоятельствам, затрудняющим реализацию намеченных целей.

Выявлена тендерная составляющая успеха, а именно - определена
разница в достижении успеха мужчинами и женщинами,
выражающаяся в том, что в считающихся традиционно «мужскими»
сферах деятельности женщине добиться успеха можно, лишь
демонстрируя «маскулинный» тип поведения и преодолевая
сопротивление тендерных стереотипов; обоснована необходимость
нивелирования разницы между «мужскими» и «женскими»
стратегиями и моделями успеха.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в социально-философском анализе успеха, проведенном как в синхроническом, так и диахроническом - планах. Выявлены социокультурные предпосылки и условия возникновения понятия «успех», а также трансформация представлений об успехе в зависимости от исторической эпохи и культурного типа, определены социальные маркеры успешности. Проанализирована специфика понимания успеха в современном российском обществе, тендерные аспекты успеха, создана основа социально-философской концепции успеха.

На практике понимание сущности и факторов успеха будет способствовать адекватной оценке деятельности социальных субъектов различного объема и уровня, выстраиванию тактики и стратегии жизни, расстановке приоритетов и выстраиванию иерархии ценностей, исходя из социокультурной специфики эпохи. Социально-философская концепция успеха позволит увидеть изменения в социальной структуре, а также выявить степень ответственности личности за результаты своей деятельности. Материалы исследования могут быть использованы как составная часть при разработке образовательных программ по социальной философии.

Апробация работы. Идеи, изложенные в диссертации, были озвучены в ряде статей и выступлений на конференциях межрегионального и всероссийского уровня. Помимо этого, промежуточные результаты исследования использовались в ходе чтения лекций по психологии студентам Уфимского филиала ЧГАКИ, докладывались на методологическом семинаре по социальной философии на кафедре онтологии и теории познания Башкирского государственного университета (ноябрь 2008 года).

Материалы диссертации нашли отражение в 4 научных публикациях автора общим объемом 1,6 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 247 наименований. Общий объем диссертации -135 страниц.

Успех: многоликость проблемы

Слово «успех» - русского происхождения, однако это понятие В нашем обществе несет на себе отпечаток западного мироощущения. Само слово успех, если обратиться к его этимологии, связано с понятием «успеть». «Успешный» - значит успевающий, «успевающий» - делающий все дела вовремя, умеющий согласовывать свои планы и устремления с реальными координатами жизненного времени, соотносить субъективные программы с объективной реальностью. Успешный человек - это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать: своевременно, с минимальными затратами энергии, в гармонии с жизнью и обстоятельствами. Если человек добивается своих целей с огромным трудом, его можно назвать успешным, но с определенными оговорками и поправками. Цена, заплаченная за такой успех, бывает- порой слишком велика: расходуется душевная энергия, выходит из строя нервная система, тратятся силы и здоровье. Успех, завоеванный слишком большой ценой, не является полным и стопроцентным.

С другой стороны, успешные люди - это не «баловни судьбы», которым все само плывет в руки, но люди, умеющие с наименьшими эмоциональными и энергетическими затратами достигать наибольших результатов. Их преуспеяние связано именно со способностью всегда успевать и осуществлять свои планы вовремя, не опаздывать, с умением чувствовать ситуацию, применять средства, адекватные поставленной задаче, а не противоречащие ей. Каждая ступень, ведущая к поставленной цели, достигается своевременно, и это приносит чувство глубокого удовлетворения. Успех - это состояние «спелости», зрелости во всех смыслах. ! Но, если рассматривать этимологию дальше, слово «успех» явно соотносится со словами «спешить», «спешка». «У-спешный» человек - это человек не торопящийся, не спешащий. Моментальность достижения результата вряд ли может считаться успехом. Она имеет отношение скорее к удаче, счастливой судьбе, чем к успеху. В русской ментальности существует совершенно определенный взгляд на спешку, что хорошо выражается русскими пословицами и поговорками: «поспешишь - людей насмешишь», «поспешай, не торопясь» и т.п. Все они выражают недоверие к скороспелым решениям и непродуманным действиям, рождающим поспешность. Отечественный филолог В.В.Виноградов отмечает, что слово «успех» происходит от однокоренного слова «спехъ», имевшего в древнерусском языке следующий комплекс значений: 1) поспешность, быстрота; 2) стремление, усердие, ревность; 3) достижение цели, успех, удача, счастье. Позже - в XVI-XVII веках - в книжной лексике в слове «успешный» сгладилось значение поспешности, но сохранилось как основное значение «удача, удачное движение к цели», «общественное одобрение чего-нибудь, внимание со стороны общества» и т.п., в то время как в народной речи семантика поспешности сохраняется достаточно долго.

Кроме того, русское слово «успех» родственно слову «успение», что означает «сон», «уход в иной мир», «покой». Интересно, что здесь просматривается параллель с платоновским учением о душе. По Платону, существование души в теле есть забвение полноты подлинного, идеального существования, это метафорический сон материальной жизни. В то же время, подобная коннотация высвечивает и восточное основание российской ментальности. Стало уже общим местом мнение, что россияне исторически сочетают в своем мироощущении компоненты, присущие как западной, так и восточной культурной традиции. Православие представляет собой восточную ветвь христианства, а протестантизм - одну из ипостасей западной что во многом обусловливает их идейную разнонаправленность.

Успех как социальное явление

Проанализировав, как представления об успехе определялись социокультурными условиями и как изменение этих условий приводило к возникновению понятия «успех» и к изменению, его содержания, нам необходимо вьщелить то общее, что объединяет различные подходы к пониманию успеха с точки зрения социальной философии, а также на основании этого общего сформулировать социально-философскую концепцию успеха.

Выше мы убедились, что представление об успехе свойственно практически всем эпохам и типам общества, за исключением тех, где вертикальная мобильность практически близка к нулю (примитивное общество) или отсутствует в силу непроницаемости границ между слоями общества (индийские касты). Модификация представлений об успехе сопровождалось трансформацией социокультурных условий и, как следствие, трансформацией социальной реальности. Таким образом, понимание той или иной эпохой, тем или иным типом общества успешности тесно связано с характером и природой социальности.

Из существующих концеїщий социальности мы поддерживаем те концепции, которые стремятся сгладить противостояние субъективистского и объективистского подходов к социуму. Эти концепции представляют структурно-конструктивистский подход, стремящийся органически соединить объективность социальных структур с зависимостью этих структур от активности составляющих общество индивидов. Из концепций такого рода наиболее известны концепция социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана1, генетический структурализм П. Бурдье2, теория структурации структуры Э. Гидденса, теория аутопойетических систем Н.Лумана4, концепция полисубъектной социальности В.Е. Кемерова. Например, ПБергер и Т. Лукман понимают социальную реальность следующим образом: «...Социальную реальность повседневной жизни можно понять в континууме типизации, анонимность которых возрастает по мере их удаления от "здесь-и-сейчас" ситуации лицом-к-лицу. На одном полюсе континуума находятся те другие, с которыми я часто и интенсивно взаимодействую в ситуациях лицом-к-лицу. Это, так сказать, "мой круг". На другом полюсе -крайне анонимные абстракции, которые по самой своей природе никогда не могут стать доступными взаимодействию лицом-к-лицу. Социальная структура -это вся сумма типизации и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия. В качестве таковой социальная структура является существенным элементом реальности повседневной жизни» . Этот континуум типизации представляет собой единство субъективного («здесь-и-сейчас» ситуации лицом-к-лицу) и объективного («крайне анонимные абстракции»).

Для нас, в принципе, важно не столько конкретное определение социальной реальности, социальности, сколько методологическая стратегия в ее понимании1. В этом плане современное понимание общества и человека требует антиредукционистского подхода, представляющего социальность «не в определенных рамках пространства и не как границу, проведенную в пространстве, а как переход через такую границу, как становящуюся или воспроизводящуюся связь разных пространств бытия людей» . Это понимание социальности базируется на динамической социальной онтологии, в рамках которой сложно говорить об однозначной предзаданности социальных форм социальному действию, поскольку наличие социальных форм зависит от социальной активности не одного индивидуума, и нет гарантии, что эта активность будет автоматически поддержана другими субъектами отношений. Например, правила дорожного движения запрещают переходить улицу на красный свет светофора. Но если абсолютно все будут игнорировать это правило, оно перестанет существовать. Экзистенциальный принцип заброшенности человека приводит к тому, что «мы будем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли, или ту сумму вероятностей, которые делают возможным наше действие..., но полагаться на возможность

Аспекты и грани успеха в современном российском обществе

Реформирование российского общества, его модернизация предполагают усиление динамики общества и социальной мобильности. В свою очередь, динамизация общества увеличивает личную свободу и ответственность.

Как: мы уже отмечали выше, возможность достичь успеха зависит от того, какое место занимает это понятие в системе мировоззрения как отдельной личности, так и в системе мировоззрения социальной общности. Безусловно, достижение успеха, в принципе, дело сложное, но существуют ситуации, превращающие его достижение в большую проблему. Например, очевидно, что достижение успеха будет затруднено в том случае, когда человек действует в системе, где понимание успеха или его ценностная значимость будут противоречить его личностному пониманию и значимости. Для примера легко привести судьбы многих наших соотечественников, воспитанных советской идеологией, питавшей неприязнь к подлинно свободному, независимому поведению личности и персональным достижениям, что выражалось в предпочтении общественных целей индивидуальным. В результате после распада старой политической и экономической системы значительная часть населения оказалась неспособной перестроить свою мировоззренческую систему и стиль поведения и перестала соответствовать новым ценностным ориентациям, требовавшим других качеств и способностей. Многие из этих людей были вполне успешны «в координатах» старой мировоззренческой системы, но оказались «неудачниками» в новой. Политические и экономические реформы в стране привели к актуализации совершенно других качеств, чем те, что были востребованы в советскую эпоху. Построение рыночной экономики, основанной на принципе конкуренции, а также приоритете товарно-денежных отношений, сделало актуальным такое качество, как профессионализм. «Профессионал, производящий качественный продукт, volens-nolens, работает на других людей, удовлетворяя производимыми им продуктами их потребности, а не свои. Удовлетворение им собственных потребностей становится в прямую зависимость от его способности качественно удовлетворить потребности как можно большего числа других людей. Ценность личности смещается в сферу ее профессиональных качеств и навыков.»1 То есть вероятность достижения успеха, понимаемого как удовлетворение собственных потребностей, зависит от способности удовлетворить спрос на собственные умения и таланты. Конечно, рыночная экономика предъявляет повышенный спрос на одни умения (инициативность, предприимчивость, умение рисковать и т.п.) и значительно меньше нуждается в ряде других, в отличие от советского периода, когда провозглашался нормой труд на благо других, но критерии успешности, имели идеологический характер, а не экономический.

Российская же ментальность, основываясь во многом на православной идеологии, частично отвечавшей потребностям социалистического государства и столь активно возрождаемой в постсоветский период, выделяет в личности духовные качества и общечеловеческий компонент. Значимость религиозных воззрений в формировании социального идеала успешности позволяет сделать некоторые выводы. Эти выводы состоят в следующем. Доминирование одной из граней мировоззренческой структуры делает понятие успеха однобоким, игаорирующим важные аспекты человеческой жизни. Например, развитие современным человеком профессиональных качеств в условиях узкой специализации приводит к духовной редукции. С другой стороны, соборная устремленность субъекта мировоззрения снижает социальную мобильность и адаптивность индивидуума в экстремальной ситуации. Но человек - многоплановое существо, и жертвование одной из граней может стать гибельным для него. «Пирамида потребностей», сформулированная А. Маслоу1, предполагает не только незаменимость материальных, биологических потребностей духовными и наоборот, но и их взаимозависимость.

Еще одной важной особенностью проблематики успеха в России является то, что в нашем обществе существуют факторы, препятствующие или осложняющие процесс вхождения в информационную цивилизацию, становление которой полным ходом идет в развитых странах2. То, что мы вынуждены проходить «ускоренный курс» информатизации практически одновременно с процессами, имевшими место в странах Запада сто-двести лет назад, в эпоху становления рыночной экономики, отчасти объясняет ту особую точку зрения на природу успешности, которая характерна для нашей социокультурной действительности. Например, в то время, когда в западной культурной парадигме материальное благосостояние уже давно завоевало прочное место в ряду базовых ценностей, а теперь просто уравнивается в значимости с иными критериями: самодостаточностью, уникальностью, различного рода свободами, в частности, свободой слова и доступа к информации, - в нашем обществе даже по поводу материальных ценностей идут споры и отсутствует единая система взглядов.