Общие законы композиции в фотографии натюрморта. Общие законы композиции в фотографии натюрморта С чего натюрморт начинается

В 1970-х годах в западной культуре, бросая вызов теперь уже абстрактному искусству, возникает новое течение живописи – фотореализм (или гиперреализм, суперреализм). Огромные холсты масляной живописи, которые только размер отличает от фотографии. В искусстве никогда не было ничего подобного – за основу художники брали не жизнь, а фотографию, притом фотографию бытовую, любительскую. На картинах фотореалистов – банальная повседневность, обезличенная, двумерная, холодная, имперсональная, безэмоциональная реальность, пропущенная через фотографию. Сверхреальность соединяется с отстраненностью при копировании таких фотографий. Идеология фотореализма – признание того, что реклама, телевидение и, главным образом, фотография в разных своих проявлениях настоль-ко доминируют в визуальном восприятии современного человека, что вытесняют реальность как таковую. Фотография – объект столь же реальный и важный, как и реальность – фотография зачастую даже убедительнее самой реальности. Рассуждая о принципах современного визуального восприятия и роли художника в обществе, фотореализм стал первым концептуальным искусством.
Фотореализм доказал, что фотография – наиболее адекватный современному сознанию и восприятию визуальный язык, основа всей современной визуальной культуры.

Ральф Гоингс. «Синий салфеткодержатель». 1980 г.

Ральф Гоингс.

Современная фотография (contemporary photography – актуальная фото-графия) сформировалась в 1990-х годах, когда художники начали работать с фотографией как с медиа. Современная фотография не существует вне кон-текста и непонятна неподготовленному зрителю. Фотография перестала быть эстетическим объектом. Всю современную фотографию можно разделить на два направления:
1. Концептуальная фотография (исследует сама себя);
2. Междисциплинарная фотография (смежными дисциплинами могут быть: наука, культура, социология; например, социальные исследования или культурный диалог с классической фотографией).

Параллельно с современной фотографией существует Fine art (прекрасное искусство, искусство о прекрасном), единственной задачей которого является передача красоты окружающего мира. К современной фотографии Fine art не относится.

Концептуальная фотография – это фотография о фотографии, искусство, которое анализирует искусство. Она занята исследованием самой себя: своего собственного языка, своей функции, своей роли, своей природы.
Главная задача художника – заставить зрителя задуматься, при этом концептуальная фотография скорее задает вопросы, чем дает ответы. Пока создается фотография, происходит исследование, рассуждение, они важнее конечного результата – самой фотографии. Фотография – это просто медиа, визуальная форма выражения мысли, исследования художника.
Серия в современной фотографии имеет новый смысл – это не фотоистория, как в модернизме, а типология, как у Карла Блоссфельдта. За исключением некоторых авторов, художники работают сериями (высказывание рождается только в серии), где каждая отдельно взятая фотография не является неким рассказом.

Первоначально концептуальная фотография была эстетически неприглядной, документальной и изобразительно неинтересной. Таким образом художники определяли новый язык фотографии, новое назначение. Убрав из изображения все привычные триггеры классической фотографии («решающий момент», композицию, эмоции, жесты, узнаваемую сцену, выделение главного), художники стремились заставить зрителя посмотреть на саму фотографию, задуматься о ее природе. Концептуальная фотография безоценочна, суха и дистанцированна.

Позднее появилась так называемая «постконцептуальная фотография», которая стала более привычной с эстетической точки зрения и дорогой в производстве, что соответственно влияло на цену конечного произведения искусства. Как правило, такие работы, вслед за фотореализмом, огромного размера, сняты на камеры большого формата и отпечатаны таким образом, что видны все мельчайшие детали. Благодаря такому способу подачи изображения, фотография приближается к реальности настолько, насколько это возможно, позволяя зрителю разделить ту реальность, что изображена на фотографии. Гипердетализированность дает гипертрофированную гиперреальность. В то же время многие художники для передачи своих идей используют эстетику любительских снимков.

Художники используют современный язык в фотографии, за исключением тех случаев, когда вступают в культурный диалог с историей искусств или историей фотографии.

Концептуальный подход к фотографии, возможно, сначала ослабил интерес к жанру натюрморта. Тем не менее, благодаря некоторым художникам, фотографический натюрморт получил новый этап развития. Так, Джан Грувер (1943-2012) превращала кухонные принадлежности в искусные композиции. Грувер часто отдает предпочтение форме над содержанием, при этом почти вычеркивает тему из своего творчества. Ее композиции часто состоят только из краев предметов, сокращенных до неузнаваемости. Фактура столь же важна, как и форма. Фотографии этой серии Грувер в меньшей степени являются снимками кухонных принадлежностей, а в большей – сложными, иногда абстрактными изображениями пространственных аранжировок, включающих форму, цвет и текстуры.

Джан Грувер. Без названия. 1978 г.

Творчество швейцарских художников Петера Фишли (р.1952) и Давида Вайса (1946-2012) утверждает фотографию как средство, с помощью которого художник способен представить обыденность, но в их случае – перекошенную, условную, сомнительную. Для своей серии «Равновесие/Тихий полдень» они взяли бытовые предметы и уравновесили их в неустойчивых конструкциях таким образом, что странные скульптуры балансируют на грани разрушения. Их не подверженные действию силы тяжести скульптуры обладают пикантной хрупкостью и недолговечностью, а вечными их сделала фотокамера.

Петер Фишли и Давид Вайс. «Тихий полдень». 1984-1985 гг.

Нобуёси Араки (р. 1940), которого называют гением и величайшим из ныне живущих японских фотографов, питает особый интерес к теме женственности, женской фигуры и сексу. С помощью сердцевины зрелого, слегка сморщенного фрукта Араки повторил формы женского органа. Создавая в 1993 году серию «Эротос», Араки придумал название, соединив в нем две темы, играющие ключевую роль в его искусстве: темы Эроса и Танатоса (согласно теории З.Фрейда, «Эрос» – любовь, созидание, секс, жизнь, «Танатос» – стремление к жестокости, агрессии, садизму и смерти). На фотографиях Араки эти силы сталкиваются: источником мужского вожделения становится фрукт, который уже начал покрываться плесенью и разрушаться. Арт-критик Джерри Бэджер говорил: «Порнография на самом деле в глазах зрителя».

Нобуёси Араки. «Эротос». 1993 г.

Фотография Маргриет Смулдерс «Любовь побеждает все» порождает противоречивые чувства. В ней заметно влияние картин XVII столетия и слышны отголоски темы домашнего уюта. Красота здесь неразрывно связана с увяданием. Кажется, что цветы на фотографиях, которые Смулдерс часто делает при помощи зеркал, вот-вот осыплются. Сама она называет цветы «актерами», изображающими «целый мир, со всеми отношениями и драматическими ситуациями». В этой фотографии ощутима некая смутная угроза: композицию тут и там перерезают изогнутые ветви, а водянистая синяя пустота в центре грозит затопить всю картину и разрушить хрупкие цветы. Смулдерс работает в классическом жанре натюрморта, но гипертрофированные, нереальные цвета создают резкий эффект, обычно не свойственный фотографии с цветами. Как и многие современные фотографы, Смулдерс разглядела в природе смерть и неизбежность распада. Цветы на ее снимке кажутся отдельными частями тела, вроде зубов и языков, которые обречены на разложение. «Пышные и необычно эротичные картины вводят вас в другое измерение. Огромные зеркала, вычурные стеклянные вазы, плотные драпировки, фрукты и обрезанные букеты – вот из чего состоят эти «полотна» – говорит сама Маргриет Смулдерс о своих работах.

Маргриет Смулдерс. «Любовь побеждает все». 125х1100 см. Фрагмент. 2005г

Эта работа в хорошем разрешении на сайте автора http://www.margrietsmulders.nl/index.php?pid=10&gallery=7 там ее можно пролистать в удобном темпе и залипнуть на любую часть
Восхитительный сайт Смулдерс с другими работами http://www.margrietsmulders.nl

Американский фотограф Джеймс Уэллинг (р. 1951) называет свою практику «возрождением модернизма, но в историческом контексте». Серия «Цветок» представляет собой глубокий анализ прошлого фотографии, ее статуса по мере ее эволюции. Уэллинг помещает черенки растений на черно-белую пленку и экспонирует, их белые тени отражаются на черном фоне негатива. Затем с помощью цветных фильтров разных форм экспонирует еще раз. В итоге получаются яркие фотограммы цветов – их темные очертания на белом фоне с мириадами мягких сияющих оттенков. Джон Гершель – автор термина «фотография» (пишу светом), тогда как Уильям Генри Фокс Тальбот предложил другой термин – «сциография» (искусство теней). Серия «Цветок» – плод обоих определений: на первом этапе (создание негатива) используется тень растения, на втором (создание цветного позитива) – тень заполняется ярким светом, рождая фотографию. Уэллинг напоминает, что тень играет столь же важную роль при создании фотографии, как и свет. «Не то чтобы меня не интересовало содержание, но содержание не единственное, что придает смысл фотографии», – говорит Уэллинг.

Джеймс Уэллинг. Из серии «Цветок». Авторская техника фотограммы. 2006 г.
Фотограммы цветов на сайте Уэллинга, там же можно найти другие проекты http://jameswelling.net/projects/17

Монументальные абстракции Кристиана Марклея (р. 1955) – «Напоминание (Выживает сильнейший)». Название служит ключом – это напоминание о вымирающих медиасредствах. При детальном рассмотрении становятся заметны сломанные кассеты, становится ясно, что вдоль всего изображения протянута размотанная магнитная лента. Для своей аллюзии на теорию Дарвина и «вымирание» кассет Марклей искусно воссоздал почти исчезнувшую технологию цианотипии XIX века и имитировал «вымерший» стиль абстрактного импрессионизма и Джексона Поллока.

Кристиан Марклей. «Выживает сильнейший». Цианотипы. 2008 г.

«От реального, «бывшего там» тела исходят излучения, дотрагивающиеся до меня, находящегося в другой точке; с моим взглядом тело сфотографированной вещи связывает подобие пуповины», – писал Ролан Барт, и его слова перекликались с высказыванием Сьюзен Зонтаг о том, что «фотография позволяет изображенному на ней предмету дотронуться до нас подобно запоздалым звездным лучам». След, указатель, любая ниточка, соединяющая фотографию с реальностью, интересно вплетаются в работы британского фотографа Ричарда Лиройда (Richard Learoyd) (р.1966). В своей мастерской он разработал совершенно новую технику фотографии. Используя помещение как фотолабораторию, он создает огромные полотна на позитивной фотобумаге. Свет, отталкивающийся от предмета, тот же, что и светит вам в глаза. Как бы сказал Барт, предмет и зритель соединены пуповиной из фотонов. Зеркальные отражения Лиройда кажутся невероятно близкими; такие фотографии первые теоретики фотографии называли «безумием материи» или, как говорил Андре Базен, «галлюцинацией, которая одновременно является правдой».
На фотографии «Бетонные блоки с зайцем» безжизненное тело зайца «придерживает» бетонные блоки в полуподвешенном состоянии, являя собой застывшую пародию на жизнь. Репродукции Лиройда, как и многих других современных художников, редко находят отклик в глазах зрителей. Его инновационная техника фотографии позволяет создавать монументальные изображения с невероятно резкими деталями, даже если рассматривать работу вплотную. Зрителей притягивают огромные полотна с гиперреалистическими образами. На представленной здесь фотографии такая сила присутствия, такая правдоподобность создают резкий контраст с безжизненным туловищем мертвого животного. Использование Лиройдом позитивной фотобумаги вызывает в памяти одну из первых форм фотографии (ставшую популярной для съемки мертвых): дагерротипию. Свет идет прямо от предмета и оседает на поверхности дагерротипа, где так же, как и в технике Лиройда, отсутствует промежуточный негатив.

Ричард Лиройд. «Бетонные блоки с зайцем». 2007 г.

Видео о Лиройде и его камере http://www.sfmoma.org/explore/multimedia/videos/694

Большинство работ немецкого мастера Томаса Деманда (р. 1964) скопированы с фотографий, в том числе и из новостей, обретая тройной смысл: по сути это фотографии бумажных скульптур фотографии первоначального образа. Реализация этого ведет взгляд зрителя вниз вдоль галереи зеркал, где разница между реальностью и вымыслом становится очевидной. Деманд начинает работу с выбора фотографии, затем создает трехмерную копию в натуральную величину из бумаги и картона, которые уничтожает после проведенной съемки. Исходные фотографии часто изображают известные события: так своей работой «Избирательный пункт» он воспроизводит фотографии Центра неотложных операций Палм-Бич, где проводились президентские выборы 2000-х годов. Снимок ставит вопрос о процессе «созерцания бумаги с отверстиями более 6 недель, тогда когда двести или триста листов бумаги существенно бы повлияли на судьбу этого мира». На первый взгляд изображение на снимке напоминает большой офис. Однако при более близком рассмотрении заметно, что все телефоны одинаковые, поверхности плоские и это офис, сделанный из бумаги. Бумага одновременно является рельефным средством изображения и объектом изображения (бюллетени). Тонко сымитировав реальность, Деманд выносит вопрос о достоверности фотографии. Можно ли доверять фотографии? Реально ли то, что на ней изображено?

Томас Деманд. «Избирательный пункт». 2001 г.
Работы Деманда на его сайте (не забываем, что все это просто бумага) http://www.thomasdemand.info/images/photographs/

Люди часто воспринимают фотографию как носитель информации, правдиво запечатлевший частицу мира. Работы Ори Гершта (Ori Gersht) (р.1967) усложняют такое мнение, заставляя зрителя искать несовпадения между фотографией и человеческим видением. Изображение «Взрыв» из серии «Раз за разом» демонстрирует гипереалистичный образ, расщепляющий время на крошечные частицы, что не под силу человеческому глазу. Он так же выносит на поверхность напряжение, царящее между красотой и жестокостью. Гершт признается: «Меня интересуют противоположности – красота и отторжение, то, как момент разрушения во время взрыва букета становится для меня моментом созидания». Сначала Гершт заморозил цветы жидким азотом, затем разместил между лепестками крошечные взрывные снаряды и запечатлел моменты взрыва с помощью высокоскоростных цифровых камер и специально сконструированного электронного приспособления, запускавшего их. Букет цветов был увековечен в момент взрыва.

Ори Гершт. «Букет цветов». 2000 г.

Другой проект на сайте CRG Gallery http://crggallery.com/artists/ori-gersht/

Шенон Кор (Sharon Core) (р.1965) изначально училась на художника, а позднее прошла переквалификацию на фотографа. Следовательно, она проводит четкую грань между этими двумя средствами выражения. Вступая в диалог с фотореалистами, писавшими картины по фотографиям, Кор создает фотографии по картинам. Снимок «Яблоки» вошел в серию «Колониальный стиль». При взгляде на этот снимок кажется, что это просто фотография картины эпохи старых мастеров. «Я инсценирую «реальность» картины XIX века в плане освещения, идеи и масштаба… чтобы в результате получить иллюзорное изображение другой эпохи». Ее вдохновителем стал Рафаэлле Пеале, автор более ста натюрмортов, созданных в период 1812-1824 гг. При воссоздании композиции с картины Пеале в своей мастерской Кор предпринимала попытки превратить трехмерные предметы в рельефные двухмерные поверхности с картины художника. Ее техника проводит жирную черту между фотографией и картиной, заставляя зрителей задаваться вопросом относительно жанра произведения и роли подлинности.

Шэрон Кор. «Яблоки». 2009 г.

Работа Лора Летински (р.1962) «Без названия № 23» по своему стилю напоминает старинный натюрморт, где четко прослеживаются голландские и фламандские традиции. Она признается, что на нее оказала влияние причудливая смесь Северного и Южного Возрождения, и ее творения отражают это «двусмысленное, приводящее в замешательство и тяжелое» чувство пространства. Композиции Летински представлены в натуральном освещении. Для нее свет – это тоже действующее лицо, «не поддающееся контролю… Свет способен удивлять». При создании большинства работ она использует утренний свет, но для серии «Собака и волк» выбрала бархатистое сумеречное сияние и очень длинную выдержку. Название серии служит аллюзией к французскому изречению о сумерках, колдовском времени, когда собаки превращаются в волков.
Ее крупномасштабные фотографии создают атмосферу осязаемости и близости, будто достаточно всего лишь протянуть руку, чтобы дотянуться до
предмета. «Меня поразило, что «Тайная вечеря» – это сцена трапезы, в которой еда на столе выступает как дополнительный персонаж, играет роль второго плана. И я подумала, что было бы, если убрать основных действующих лиц, а все остальное оставить как есть». Основной ее акцент – на идее о том, что фотография показывает то, что уже не существует.
Выброшенная кожура наполовину съеденного апельсина и разбросанные скорлупки от фисташек – вся сцена напоминает неубранный после обеда стол. «Я фотографирую остатки еды и отбросы, чтобы проанализировать взаимосвязь между зрелостью и разрушением, утонченностью и неуклюжестью, контролем и случайностью». Перспектива изображения весьма необычна: стол выглядит геометрически непропорциональным, а фисташки на полу практически сливаются со скорлупками на столе. Призрачная композиция Летински создает тягостную атмосферу ненадежности и отсутствия человеческого присутствия в прошлом. «Мне интересно, что произошло «после», что осталось… и что ушло безвозвратно».

Лора Летински. «Без названия № 23». 2009 г.

У каждого автора свой подход к натюрморту, каждый решает свои задачи, используя уникальные методы получения изображения и формы презентации. Но в любом случае в современном натюрморте, как и во всей современной фотографии, на передний план выходит идея. В зависимости от высказывания выбирается и метод съемки (постановочный или документальный), и метод презентации конечного изображения (пластификация, лайтбоксы, авторские фотокниги, изображения, полученные с помощью альтернативных методов печати или по первым фототехнологиям и т.д.).

С самых истоков развития фотоискусства особую популярность всегда имела съемка натюрмортов, а все из-за того, что фотографируемые объекты статичны и неподвижны, и с ними можно экспериментировать, не ограничивая себя во времени и задумках - ведь первые камеры имели очень долгую выдержку, что осложняло задачу съемки динамичных сюжетов. Сегодня, спустя почти два века, искусство фотографии продолжает пополняться интересными кадрами со всевозможными предметами, расставленными определенным образом и с конкретной концепцией. Многие фотографы предпочитают именно этот жанр всем остальным, ведь работа в нем не знает границ.

На первый взгляд может показаться, что съемка статичных объектов в натюрморте - дело простое и быстрое, но на деле все оказывается совсем по-другому. Сложности начинаются уже с самого начала, при выборе необходимых предметов и их расстановке по всем композиционным законам, а заканчиваются расстановкой света и подбором выигрышного угла съемки, которые в заключении необходимо обыграть качественной обработкой изображения. На такую работу фотографы тратят часы, а то и целый день - иначе профессиональных кадров не получить.

Особенности съемки натюрмортов

Преимущество работы с натюрмортами состоит в том, что вам не придется подыскивать какое-то особенное место для съемочного процесса или гору профессионального оборудования. В качестве локации подойдет даже домашняя обстановка: выберите освещенное дневным светом место или воспользуйтесь вспышкой, подберите и самостоятельно соорудите подходящий фон - и можно снимать.

В отличие от съемки, например, портретов и пейзажей, вам потребуется намного меньше дополнительных деталей. Но самым главным отличием является то, что для работы у вас будет столько времени, сколько вам нужно, ведь взаимодействовать с предмета намного проще: их можно переставлять, убирать лишние, добавлять новые, пробовать бесконечное количество ракурсов и воплощать любые задумки. С людьми, энергетические ресурсы которых ограничены, таких возможностей в съемке не будет.

В фотосессии людей, животных или ландшафтов фотографам часто приходится делать все чуть ли не на бегу, а с неживыми объектами все иначе: вы можете продумать каждую мелочь и создать действительно идеальный снимок.

Кроме всего прочего, съемка натюрмортов всегда ценилась в коммерческой фотографии, поэтому хорошие снимки могут приносить не только эстетическое удовольствие, но и неплохую прибыль. В современном мире выпускается все больше журналов, каталогов и других изданий различной направленности, в которых необходимо демонстрировать самые разнообразные предметы и товары: продукты и готовые блюда, напитки, аксессуары, одежду, предметы интерьера и многое другое. Подобные фотографии можно самостоятельно продвигать в Интернете, используя специальные биржи и прочие ресурсы.

Что фотографировать?

Многим жанр натюрморта в фотографии кажется классическим, стандартным и предсказуемым, в котором главное место в кадре достается овощам, фруктам или цветам. На самом деле, что фотографировать - зависит только от вашей фантазии и предпочтений. Оглянитесь вокруг и отыщите предметы, которые могут рассказать свою историю, какими бы необычными они не были. Ведь здесь, как и в любом другом жанре, есть место оригинальности и креативности.

Необычные или интересные для съемки вещи вы можете обнаружить где угодно: на прогулке, в кафе и много где еще. Запомните или запишите идею, возникшую у вас в голове при виде понравившегося объекта и попытайтесь воплотить ее в домашней обстановке. Для новичков рекомендуется начинать работу с более простыми предметами, избегая стекла и металла, к которым сложно подобрать освещение. Потренировавшись на чем-то понятном, можно выбирать более сложные формы, объединяя объекты между собой в выгодных комбинациях.

Настройка освещения

Плюс натюрмортной съемки в том, что для нее не обязательно приобретать дорогостоящее световое оборудование, как это нужно при студийной съемке. Помните, что вы полностью контролируете весь рабочий процесс, поэтому и со светом можно разобраться с минимальным количеством техники и в домашних условиях.

Использовать можно не только любой искусственный источник освещения, но даже и дневной естественный свет. В первом случае вы можете просто блокировать дневное освещение, плотно занавесив окна с помощью жалюзи и штор, выстроив весь свет искусственным способом. В случае же с дневным освещением, вам необходимо просто выбрать самую светлую точку в комнате, около окна, которое не загорожено деревьями, зданиями и другими препятствиями.

Некоторым может показаться, что с обычными лампами накаливания хороших снимков не сделаешь, но это не так. Главное - научиться работать с искусственными источниками света, экспериментируя с их расстановкой. Можно подсветить объект не только спереди, что может быть довольно скучным, но и сбоку и даже сзади, добиваясь интересных результатов. Но если у вас есть качественный и сильный источник натурального света, то не пренебрегайте им, а обязательно попробуйте использовать в съемке предметов: его можно дополнить специальными световыми отражателями, а можно сочетать с лампой.

Отражатель света можно сделать самостоятельно с помощью картона и фольги.

Работа с ракурсами

Отличным помощников в фотографировании статичных предметов и натюрмортов является специальный штатив для камеры, который позволяет ей крепко держаться в нужном положении и снимать кадры даже с очень длинной выдержкой. В дополнение к нему можно приобрести пульт дистанционного управления, который позволит наблюдать за съемкой со стороны.

Как использовать возможности штатива на полную мощность? С помощью него вы сможете наблюдать за сюжетом и использовать множество интересных ракурсов - главное не забывать их менять, иначе всю фотосессию камера может простоять в одном положении, от чего снимки получатся однотипными. Штатив для фотокамеры должен подчеркнуть многообразие углов съемки, и не в коем случае не ограничивать ваши замыслы. Меняйте расположение фотоаппарата, переставляйте штатив на самые неожиданные места, изменяйте свет и настройки - все это поможет создать разнообразные кадры, которые хочется рассматривать.

Перемещая оборудование, не забывайте следить за тем, чтобы освещение не было заслонено.

На каком фоне фотографировать?

Грамотный подбор заднего плана для натюрморта играет не последнюю роль в создании качественного снимка. Фон должен быть простым и нейтральным, таким, чтобы не переводить на себя внимание от объекта съемки. Выбирая задник, остановитесь на однотонной стене, а если таковой нет, то воспользуйтесь картоном белого или любого другого подходящего цвета. Можно также использовать легкий и ненавязчивый узор, но только в том случае, если он не будет слишком выбиваться, нарушая гармонию снимка.

Подбирая оттенок фона, обращайте внимание на то, как он взаимодействует с фотографируемыми предметами. Можно выбрать как нейтральный белый цвет, так и оттенок посложнее, который будет дополнять картинку.

Если вы снимаете объекты небольшого размера, то задник может не понадобиться. Просто подберите поверхность, на которую вы положите нужный предмет. Популярным вариантов в таком случае является бархатная ткань черного цвета, которая отлично поглощает цвет и выглядит равномерно.


Композиционные правила

Как и в любом другом виде фотографии, в натюрморте композиция снимка играет важную роль. Именно она в большей степени определяет, получится снимок или нет. Правильно подобранная композиция сделает вашу работу уникальной, интересной зрителю и очень запоминающейся.

Самое важное правило, которое знает любой фотограф - это правило третей. Следуйте ему, и вы получите снимки, на которые приятно смотреть. Также не забывайте о том, что кадр должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было отвлекающих от сути деталей, а только все самое необходимое: выделите главный объект съемки и фон.

Чтобы создать красивые фотографии, используйте всю свою фантазию и не бойтесь нестандартных решений. Подумайте о том, куда зритель направляет взгляд во время просмотра фотографии, а также о том, как задействуется пустое пространство кадра, и стоит ли его заполнять. Необходимо провести большую работу и понять, как представить фотографируемый объект в наилучшем свете, показав не только его красоту, но и отразив вложенный в работу смысл. Да, над контекстом тоже необходимо поработать: вы должны решить, будет ли смотреться предмет хорошо самостоятельно, или же стоит добавить ему дополнительных деталей. Только проработав все вышеперечисленные моменты, у вас получится создать идеальный с композиционной точки зрения кадр.

Ошибки, допускаемые в съемке натюрмортов

Каждый фотограф, который только начинает свой путь в съемке статичных предметов и натюрмортов, сталкивается с примерно одним и тем же набором ошибок, что и остальные. Не стоит расстраиваться, если на первых порах вы сталкиваетесь с трудностями, ведь именно они учат нас правильному пониманию съемочного процесса и работе со всеми тонкостями и нюансами съемки натюрмортов. Стоит разобрать самые распространенные причины, из-за которых в работу допускаются ошибки и недочеты.

  1. Недостаточное количество практики . Все навыки и опыт работы приобретаются только во время съемочного процесса, поэтому тренироваться и набивать руку нужно как можно больше и чаще. Снимая в свободное время, вы вскоре научитесь выставлять подходящие настройки камеры и работать со многими параметрами. Сюда же относится работа с композицией: чем больше вы экспериментируете, тем быстрее вы начнете понимать принципы ее построения и видения.
  2. Непроработанная идея . Все начинается именно с задумки, и только после того, как четкое представление будущей фотографии сформировано, под него подбираются предметы и детали, а также фон. Художественный посыл и заложенный смысл очень важны, без них весь процесс съемки “чего-нибудь” будет провальным.
  3. Плохая работа с освещением . Вы должны четко видеть, что переизбыток или недостаток света отсутствуют, иначе любая, даже самая оригинальная и креативная задумка будет загублена. Вы можете прибегать к помощи дневного света, специальных внешних вспышек, ламп и даже свечей - главное, чтобы объект был грамотно освещен. Не забывайте о том, что работа с отражателями улучшит результат, поэтому старайтесь не использовать прямой свет.
  4. Работа со сложным оборудованием . Новичку да и любому другому фотографу не обязательно гнаться за дорогостоящей аппаратурой - хорошие кадры с натюрмортами получаются даже с минимальными затратами. Качество снимка напрямую зависит от мастерства, а не от того, сколько денег было вложено в работу.
  5. Несоблюдение целостности стиля . Вы всегда можете экспериментировать с цветами, сочетаниями предметов, текстурами и фактурами, формами. Но не стоит пытаться вклинить в картинку предмет, который абсолютно не вписывается в композицию по стилю, эпохе или другим очевидным параметрам.
  6. Ошибки в подборе фона . Задник фотографии - вовсе не мелочь, а деталь, способная с легкостью “убить” фотографию, сделать ее неприглядной и даже отталкивающей. Подходите с особой внимательностью к выбору фона для натюрморта: если он никак не фигурирует в идее и композиции, то подбирайте нейтральные оттенки, которые не будут переводить на себя внимание. Например, можно выбрать белый цвет с простой фактурой.

Главное, что нужно знать об успешной и качественной съемке натюрмортов - старайтесь снимать постоянно, набивать руку при любой возможности и даже на любых объектах, и тогда вы сможете добиться неплохих результатов в этом ремесле и даже начать зарабатывать на нем деньги.

Рассмотрим применение и сочетание разных типов композиций в зависимости от выбранного образа и замысла на примерах.

Натюрморт называется «История о забытом в путешествии фонаре».
При создании этого натюрморта из предметов использовался только горящий фонарь, который был принесен на берег заснеженного водохранилища. Затем в Photoshop была добавлена текстура обложки старой книги, сделан акцент на пламени.
Идея имела очень важное значение при выборе композиции натюрморта. Предметов должно было быть минимум, чтобы ничего не отвлекало от главного объекта, а точка зрения выбрана так, чтобы читался пейзаж на заднем плане с уходящей перспективой берега. Наложение текстуры делает снимок более драматичным. Композиция диагональная, линейная для подчеркивания формы предметов и линии берега. Основной акцент композиции - огонь, находится на пересечении линий золотого сечения. Основная масса композиции смещена к левому краю, вследствие это глаз от огня продолжает следовать по линии берега к верхнему правому углу, ища там противоположное по диагонали уравновешивающее пятно. Таким пятном мог бы стать корабль на горизонте, который отсутствует для усиления чувства одиночества в работе.

Натюрморт называется «Симфония в красных и золотых тонах». Название и стиль выполнения работы навеяны творчеством Уистлера, художника, занимавшегося вопросами цветовых гармоний как ключевых элементов художественного замысла. Он часто называл свои работы «симфониями». Композиция построена в овале, чтобы подчеркнуть мягкие, округлые формы предметов, форма овала имеет продолжение в окошке часов. Контуры предметов смягчены, подразмыты, создан эффект дымки, свечения, практически сна. Сами предметы подобраны как символы познания: разломленный гранат - структура познания, книги и свиток - его результаты, а часы (символ времени) - необходимое условие. Работа построена на единстве тоновых и цветовых отношений (по темным тонам).

«Story by old seaman» или «История старого моряка». История этого натюрморта довольно простая: предметы подобраны по ассоциации с южными странами, обработка в стиле старой фотографии, частично раскрашенной. Но сам натюрморт поставлен таким образом, чтобы его предметы в своей массе смотрелись как портрет (за основу взяты работы художника времен Возрождения Д. Арчимбольдо). Соответственно постановка содержит двойную ассоциацию с дальним путешествием: предметы из «далеких стран» и рассказчик - «дедушка путешественник».

«Ожидание». Фотография сделана в музее ретро-автомобилей в Москве. Уравновешенная композиция с тоновым силуэтным ритмом. Смысл работы заключается в том, что у каждого предмета свое время. Композиция выстроена так, чтобы создавалось ощущение вокзала, где пассажиры (вещи) перед табло (часами) ждут своей очереди…

«Осень». Натюрморты на осеннюю тему везде очень разнообразны, богаты и красивы. Если вспомнить живописные натюрморты М. ди Караваджо, то они воплощают в себе все плодородие «осени», торжество Вакха. Поэтому в основу композиции этого натюрморта положены приемы, которые использовал итальянский художник. Предметы поданы контурно, декоративно, композиция выстроена по фигуре «треугольника». Классичный вид работе так же придает наложенная текстура.

«Ромашки» или «Дачный натюрморт». Композиция так же построена в треугольнике, но основной акцент сделан на освещении - светлом, теплом, мягком. Единство тоновых и цветовых отношений (по светлым тонам) обеспечивает работе ощущение безмятежности, незатейливой, простой красоты.

«Смородина». Фризовая линейная композиция очень хорошо подходит для подчеркивания красоты линий у кистей смородины, плавности их переходов. Ритм округлых форм создает ощущение рассыпанных бусин.

«Всё прошло». Тоновая, фризовая, заключенная в треугольник композиция. Взяты засохшие цветы, «увядшие» яблоки, отколотая запыленная тарелка - как символы старости. Линии наклона цветков создают присутствие «диалога» между предметами, разговора, взаимопомощи и поддержки. Акценты расставлены по желто-зеленым оттенкам.

«Морозная осень». Красивый холодный сине-фиолетовый оттенок, который присутствует в предметах, создает атмосферу благородства, ощущение легкого мороза, инея. Оригинальная расцветка яблока напоминает морозные узоры на стекле.

«Все забыто». Фризовая контурная линейная композиция. Засохшие цветы, «увядающие» яблоки, отколотая запыленная тарелка - символы старости. В отличие от натюрморта «Все прошло», диалога нет, поэтому в названии звучит слово «забыто». Акценты расставлены по желто-белым оттенкам.

«Ягодный чай». Динамическая диагональная композиция, линейная, построенная на ритме красного, черного и белого цветов. Цветовые сочетания выбраны по ассоциации с ягодно-цветочным чаем - теплым, с сложно красно-коричневым оттенком. Небольшой акцент в обработке дан на ретро-стиль.

«Ежевика». Ретро-стиль. Благородные темно-малиновые оттенки ягод ежевики и цветка мальвы подчеркнуты за счет контраста с желтым цветом чашки
.

«Симфония». Диагональная композиция, линейная. Цветы и листья расположены в порядке, похожем на записи нот. Цветы в вазе символизируют различные оттенки в музыке (форте, пиано). Драпировка на фоне является поддержкой для линий переднего плана.

Работа построена на единстве тоновых и цветовых отношений. Линейная композиция в сближенной гамме. В натюрморте заложена идея сравнения двух начал - 1. Хрупкость, нежность, легкость, мимолетность, недолговечность (флоксы), 2. Твердость, вечность, постоянство, статичность (ваза из камня) и объединения их: теплота, элегантность, пластика и неповторимость контуров цветов и линий раскраса камня.

«Морская ракушка». Композиция выстроена по фигуре «круг». Цветы выступают символами (аллегориями) морских звезд, а ваза - ракушки. Добавленная текстура придает работе эффект золотящихся и переливающихся на солнце волн.

«Пастушка». Здесь та же ваза выступает уже в роли корзинки. Расположение предметов (цветы, листья и ваза) плоскостное, декоративное, контурное. Работа вызывает ассоциации с французской живописью времен рококо.

«Вечерние тени». В данном натюрморте для построения композиции важную роль играли не только сами предметы (астры и яблоки), но и падающие от них тени, которые выступают (за счет своей четкой читаемой формы) в роли самостоятельных объектов съемки.

«Для нее…» Тоновое решение композиции. Натюрморт выполнен в стиле старых открыток. Цветы (большие белые пионы) в вазе, нитки белого жемчуга, кольца и серьги с жемчугом - все указывает на «женственность» натюрморта. Добавленная дымка и другие текстуры придают работе дополнительную легкость и воздушность.

«Натюржив». Натюрморт дословно переводится как «мертвая натура». Но за прошедшее с момента появления в искусстве этого жанра ситуация стала меняться. Появилось новое название этого жанра именно в фотографии - «Still life» - «тихая жизнь», все больше экспериментов. Идеей этой работы стало «рождение нового натюрморта». Котенок в натюрморте - центр композиции - главная составляющая часть натюрморта. Линейно-тоновая композиция выстроена в треугольнике. Светлый тон в натюрморте, подсвеченные контражуром волоски шерсти котенка, его поза - символы рождения. Фрукты так же подобраны маленького размера для поддержания атмосферы.

«Астры». Классический натюрморт, форма вазы подчеркнута темным фоном. Композиция диагональная, перевес в букете двух астр (сиреневая и белая) на правую сторону создает историю о том, как 2 цветка выглянули из общей массы, чтобы полюбоваться собой в зеркале. А само зеркало, в сочетании с темным фоном, придает работе оттенок театральной обстановки.

Buecher. Классическая композиция, построенная на тоновых отношениях между предметами, выстроена в фигуре «треугольник», где важную роль играет также его центральная ось (на ней находятся смысловые точки: голова девушки у окна работы Вермеера, контрастный белый лист на темном фоне книги, монета). Две параллельно стоящие свечи и идущий от них дым дают динамический выход композиции.

Still life classic with the butterfly. Двусоставная композиция, построенная на объединении групп объектов и заключение их композиционные фигуры - поддерживающая группа (в данном натюрморте - треугольник, полученный группой листьев) находится внутри главной (эллипс, полученный общей постановкой предметов). Композиция «контурная», «линейная». Цветовая поддержка левого нижнего и правого верхнего углов (бабочка и драпировка на заднем плане) является так же (вместе со зрительной линией от носика кувшина) и динамическим выходом на левый верхний угол.

Mamut. Классическая «тональная композиция, выстроенная в фигуре «прямоугольный треугольник». Предметы натюрморта составляют две уравновешенные по отношению к друг другу группы: 1 группа - два кувшина, 2 группа - два слона.

Керамика. «Тоновая» композиция, выстроенная в овале. Динамическими выходами в ней являются зрительные линии от листа клена, двух колосьев и ручки доски. Сближенная цветовая гамм не только объединяет предметы, но и подчеркивает их индивидуальность за счет усиления роли текстурности.

Still life classic. «Контурная», «линейная» композиция, построенная на взаимодействии двух групп предметов, объединенных в геометрические формы: 1 группа - построенный на акцентах по желто-зеленым тонам «полуовал» - главная, 2 группа - «треугольник», построенный на сближенных цветах - дополнительная. Композиция содержит динамические выходы в верхний левый и верхний правый углы: листья цветков, ручка корзины, верхушка свечи, ручка у кувшина.

Teekane. «Тоновая композиция, построенная на контрасте светлых и темных тонов. Основной композиционный центр выстроен по контрастным точкам, дополнительный - по сближенным. Ритм в композиции задают полосы на заднем плане, они же являются уравновешивающими.

Мандарины. Постановка 1. Диагональная композиция, имеющая группу предметов, дополнительно объединенных в геометрическую фигуру «эллипс». Композиция контурная, построенная на сближенных цветовых сочетаниях.

Мандарины. Постановка 2. Двусоставная композиция (треугольник и эллипс), контурная, построенная на сближенных цветовых сочетаниях. Динамические выходы: 1 - зрительные линии вдоль листа и горлышка кувшина на левый верхний угол; 2 - зрительные линии вдоль шкурок мандарина на левый и правый нижние углы.


Autor: Юлия Дорофеева

Натюрморт по праву можно назвать одним из самых сложных жанров в любом виде изобразительного искусства. И в фотографии в том числе. Природа, например, красива сама по себе. Для того, чтобы создать хороший пейзаж, художнику достаточно найти привлекательное место, проще говоря, красивую натуру, и передать на полотне состояние природы. Да, это, конечно, сложно. Очень сложно. Не каждому под силу передать на картине настроение. Ее сложнее сделать это в натюрморте. Ведь в натюрморте, в отличии, скажем, от пейзажа или портрета, художник сам эту натуру и организовывает, сам строит композицию, подбирает объекты для изображения… Все это применимо и к фотохудожникам. При работе над натюрмортом очень большую роль играет творческая фантазия автора, знание законов композиции, чувствование фактуры и света… Ведь, в отличие от уже созданного еще до художника природой и человеком пейзажа, натюрморт художник создает с нуля, организует его на чистом листе. Там, где ничего до этого не было. Наверное, поэтому и не каждому художнику под силу создать хороший натюрморт. Посмотрите, хотя бы, на живописцев. Много ли среди них настоящих мастеров натюрморта? Портретистов и пейзажистов намного больше…. То же самое можно сказать и об искусстве фотографии.

В этой статье мы попробуем рассказать вам о том, как создать хороший фотографический натюрморт. Конечно же, дадим некоторые советы на этот счет. Надеемся, что они помогут вам в вашей творческой работе. Станут стимулом для творческого роста.

С чего натюрморт начинается.

Начинается натюрморт с замысла, то есть, проще говоря, с идеи. Посмотрите вокруг - что из того, что есть в вашем доме, представляет интерес как объект для составления композиции натюрморта? Какие предметы «просятся» в кадр? Очень хорошо смотрятся в натюрморт старые и «фактурные» предметы - различные вазы, часы, старинные книги, фарфоровые статуэтки, настольные лампы, сервизы, подсвечники и свечи, какие-то вещи из ткани грубого и крупного переплетения - салфетки, скатерти… Хорошо смотрятся в натюрмортах фрукты и овощи. Цветы так же являются одним из излюбленных объектов натюрмортистов. Причем, цветы не только живые, но и высушенные. Тут нет предела фантазии. Для натюрморта подходят самые разные предметы. Главное - чтобы все эти предметы гармонировали между собой по форме, цвету, фактуре, смыслу… Ну, например, какой идеей объединить в одном натюрморте, допустим, пассатижи и вазу с яблоками?

Давайте начнем ну хотя бы с самой простой композиции: натюрморт, главным «персонажем» которого будет ваза с фруктами. Кто-то скажет, что такой натюрморт - самый обычный, распространен и далеко не нов. Ну и что! Согласитесь, ну что может быть красивее и интереснее, чем красивые фрукты в красивой вазе? Вот это и будет идеей нашего натюрморта. Теперь давайте решать, какие предметы из имеющихся у нас можно расположить рядом с такой красотой, какие фактуры и цвета будут гармонировать с цветами и фактурами фруктов и самой вазы. Учитывая всё это, помните и о смысловом наполнении натюрморта. Ведь натюрморт, как и любая другая картина, должен рассказывать какую-то история. Ну, представьте, например: ваза с яблоками, грушами и вишнями, а рядом несколько полевых цветов и кружка с молоком. Всё это расположено на простом дощатом деревенском столе. Вот вам и рассказ о раннем утре в деревне!

Подбираем место для съемки натюрморта

Предметным столом для натюрморта может послужить всё что угодно. Любой стол в вашем доме может играть эту роль. Да и не только стол. Предметы для съемки натюрморта можно расположить на подоконнике, на тумбочке, даже на полке в шкафу. Главный критерий тут - прочность этого предметного стола и его достаточная площадь. Чтоб было место для того, где бы ваша творческая фантазия чувствовала себя спокойно, чтобы ей там было просторно и легко жить. Даже на полу можно организовывать композиции из предметов для съемки натюрмортов. Ну, а если поверхность, на которой вы устанавливаете ваши предметы, неприглядна или совсем не подходит по всем возможным критериям для натюрморта, над которым вы работаете, то ее можно прикрыть красивой тканью: скатертью или салфеткой. Можно просто положить на нее кусок бумаги или красивой фанеры, например.

Не забывайте и про фон вашего натюрморта. Фон в этом жанре изобразительного искусства играет очень важную роль. Ведь именно он задает все настроение картины (и фотографии, естественно)! Ну, например, если фон вашего натюрморта будет черный, бордовый, темно-коричневый или состоящий из сочетания этих цветов - то картина у вас получится драматичной, в некотором роде даже несколько мрачноватй. Светлый фон - белый, розовый, салатовый, голубой - придаст натюрморту нежность, чувственность, романтичность. На светлом фоне хорошо снимать «женские» натюрморты, на темном - «мужские». То есть, такие, на которых предметы натюрморта как бы принадлежат женщине или мужчине, или для них предназначены.

Материалом для заднего фона натюрморта может послужить фанера или картон, выкрашенные в нужный цвет, любой другой материал, желательно не бликующий, а матовый. С бликующим фоном работать очень тяжело даже хорошим мастерам фотографии. Если в качестве фона вы используете ткань, то ее можно красиво задрапировать, то есть уложить эффектными складками. Некоторые ухитряются снимать натюрморты вообще не используя фон как некий предмет. Делать это можно в случае, если вы не применяя естественный свет, а снимаете только при искусственном освещении в темном помещении. В этом случае осветительные приборы нужно направить исключительно на сами фотографируемые предметы. При этом всё остальное, что останется за рамками этого светового пятна, уходит в полную темноту и превращается в глубокий, красивый матовый черный фон.

Выстраиваем композицию натюрморта

Создание композиции - это, пожалуй, самый сложный этап в работе над натюрмортом. Кому-то этот этап может показаться несущественным, несложным. Вроде бы, на первый взгляд, все просто: поставил красиво на стол красивые предметы - и начинай их фотографировать. Но это совсем не так. Точнее, совершенно не так! Очень быстро вы поймете, что некоторые предметы не гармонируют друг с другом, например, по цвету, по размеру, по смыслу… Композиция получается непропорциональной, «заваливается» на одну или на другую сторону. Короче, осознание того, что этот этап в работе над натюрмортом самый сложный и самый важный, поздно или рано придет к вам. И вы поймете, что не то чтобы идеально, но даже просто грамотно поставить предметы для натюрморта - это очень и очень сложная задача. И решить ее быстро получается далеко не у каждого фотографа и художника.


Итак, приступаем к непосредственной работе. Начинаем создавать композицию нашего будущего натюрморта.

Первым делом нам необходимо определить, что же будет в нашем натюрморте для зрителя центром интереса. Проще говоря, что будет в нашей картине главным объектом, таким, вокруг которого и сложится, завертится вся создаваемая история. Ну, а раз уж мы начали говорить о натюрморте на примере вазы с фруктами, так давайте эту тему и продолжим. Пусть она, эта ваза, и будет центром, главным объектом всей композиции.

Первым делом нужно учесть, что смысловой и геометрический центры любой картины, в том числе и фотографии, и, естественно, натюрморта - далеко не всегда совпадают. Короче, если наша ваза с фруктами будет находиться четко в центре площади кадра, на пересечении его диагоналей - это плохо (Чаще всего плохо. Но не забывайте что из любых правил бывают исключения…). Так что рекомендуем сдвинуть вазу в одну из сторон кадра. Можно рядом поставить или положить еще один или несколько каких-то предметов. Ну, например, одно яблоко положить около вазы. Или красивый бокал с вином рядом поставить… Если вам так будет угодно, вазу с фруктами вы можете оставить и в гордом одиночестве. И это тоже может быть красиво и гармонично. Но, тем не менее, сделать это будет достаточно сложно. Минимализм всегда был сложным жанром в изобразительном искусстве. Чем проще, тем лучше - это главный принцип минимализма. И воплотить его в жизнь, в реальность, под силу далеко не каждому художнику. Так что для начала мы рекомендуем вам все же составить композицию натюрморта из нескольких предметов. Но не забывайте про то, чтобы все эти предметы были связаны между собой по смыслу, гармонировали бы по цвету, форме, размеру и фактуре. Например, если в вашей вазе уютно расположились яблоки красного цвета, то рядом, на красивую белоснежную скатерть, можно положить гордую красную розу. Или красный мак. А вот, скажем, миксер, принесенный вами с кухни, пусть даже он будет красного цвета, в этой композиции окажется совершенно неуместным. Надо стремиться к тому, чтобы предметы в натюрморте дополняли друг друга, а не спорили между собой, не вызывали у зрителя чувство недоумения.

Итак, с композиций мы определились. Переходим к следующему этапу работы:

Ставим свет

Правильно поставленный или выбранный свет в натюрморте имеет не менее важное значение, чем собственно его композиция.

Если вы работаете над натюрмортом в домашних условиях, не в специальной студии, а в своей квартире, то лучше всего начать снимать при естественном, дневном освещении. В этом случае предметный столик рекомендуем расположить невдалеке от окна или напротив него. Мягкий, рассеянный, и в то же время направленный свет, падающий из окна на вашу предметную композицию, создаст красивые, длинные, негрубые тени от предметов, и в то же время выгодно подчеркнет и выявит фактуру этих предметов, придаст им объем.

Как бы вам это не показалось странным, контролировать и регулировать естественный солнечный свет из окна достаточно легко. Это несложно производить путем манипуляций с различными отражателями и заслонками, сделанными, например, из картона, фанеры или других материалов, оказавшихся под рукой. Отражателем, скажем, может служить обыкновенный лист бумаги формата А4, прислоненный к чему-нибудь на вашем предметном столе. Да даже сложенная «шалашиком» и поставленная рядом газета сможет сработать как отражатель!. А притенять свет из окна можно при помощи оконных штор или жалюзи.

Если вы работаете над своим натюрмортом вечером, и дневной свет вам попросту недоступен, работать приходится со светом искусственным. В качестве источника такого света хорошо подойдет самая обыкновенная фотовспышка. Только надо надеть на нее рассеиватель. Если этого не сделать и снимать без рассеивателя, на фоне могут образоваться резкие, грубые и некрасивые тени. Если у вас в распоряжении есть хороший источник постоянного искусственного света, то лучше использовать его совместно с софтбоксом.

Как дополнительный источник света можно использовать настольную лампу. Пучок света от нее, например, можно направить на фон. Но в этом случае ее нужно ставить подальше от фона, на расстоянии примерно около одного метра. В противном случае световое пятно на фоне будет очень резким, грубым и некрасивым. Настольную лампу можно установить и сзади выстроенной вами композиции из предметов и использовать ее как источнике контрового света.

Ну вот. Композиция выстроена. Свет поставлен. Всё готово. Начинаем снимать. Натюрморты лучше всего снимать со штатива. Почему? Потому что вам, возможно, для достижения тех или иных целей потребуется работать на достаточно длинных выдержках. А без штатива такая съемка попросту невозможна. Фотоаппарат должен стоять устойчиво. В качестве примера тут можно привести натюрморты классика чехословацкой фотографии середины прошлого века Вацлава Йиру, которые он создавал в своей студии или вне ее ночью, исключительно при лунном свете, не используя при этом никакие дополнительные источники света. Ну, а уж если вы не ставите перед собой такие высокие цели, то, снимая с рук, старайтесь держать камеру так, чтобы она не дрожала. Смазка, нерезкость в натюрморте исключены. Такой уж это жанр в искусстве - все должно быть четко.

В процессе съемки натюрморта рекомендуем переставлять предметы с места на место, смело меняйте свет, двигайте его источники в разных направлениях. Снимайте с разными выдержками и различными диафрагмами. Меняйте другие настройки своей фотокамеры. Снимайте под разными ракурсами, с разных точек съемки. Снимайте разными объективами. Импровизируйте на ходу! Ищите различные варианты! Именно в процессе съемки натюрморта и возникает некий азарт, своего рода кураж. Вам будет хотеться строить все новые и новые варианты композиции натюрморта, все новые и новые схемы освещения. Не сковывайте полет своей творческой фантазии! Возможно, именно сегодня вы и создадите свой лучший кадр, который потом прославит вас!

Да, и еще одно замечание. Последняя наша рекомендация на сегодня. Если в вашем натюрморте оказалось достаточно много белого цвета, до того, как вы приступите к фотографированию, настоятельно рекомендуем не забыть правильно выставить баланс белого в настройках фотокамеры. Иначе потом, в процессе постобработки снимка на компьютере, вам придется изрядно повозиться с цветокоррекцией в графическом редакторе. Проще говоря, в фотошопе.

Натюрморт как жанр искусства появился еще в далеком 15-м веке и тогда имел очень четкий религиозный подтекст. Многие изображения святых обрамлялись цветочными композициями. Уже в 17-м веке натюрморт окончательно сформировался как жанр, тогда же возникли основные правила композиции и классические приемы.

С появление фотографии натюрморт не потерял своей популярности, даже не смотря на то, что большинство сегодняшних фотографов привлекает возможность съемки в действии. Мастера стремятся снимать что-то сиюминутное и неожиданное, статичные образы менее привлекательны и интересны для многих.

Кто-то ошибочно может подумать, что фотографирование натюрмортов не сложный вид съемки, ведь может показаться, что фотографировать что-то, что не двигается и не изменяется на протяжении долгого времени не так уж и сложно. На самом же деле, фотографии натюрмортов получаются в результате долгой монотонной работы. Фотограф, снимающий натюрморт должен все время работать со светом и предметами. Он периодически меняет местами объекты съемки, фоны и ракурс.

В качестве великолепных примеров фотографий натюрмортов мы покажем вам снимки Полетт Тавормины (Paulette Tavormina) – известного фотографа из Нью-Йорка. Живя в большом городе, Полетт нашла свой собственный способ, как сбежать от суеты и серости. Она часами пропадает в собственной студии, снимая натюрморты, состоящие из овощей фруктов и цветов. Фотографии Paulette Tavormina напоминают классические изображения классической живописи. Они высокохудожественные и завораживающие.

Paulette Tavormina также создает удивительные композиции из цветов, растений и небольших насекомых на плоскости. Изображения больше похожи на иллюстрации из книг по ботанике или на удивительные растительные паттерны.

Фотографии Paulette Tavormina находятся в музеях, корпоративных и частных коллекциях, были представлены в Париже, Лондоне, Москве, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Майами и Чикаго. Полетт фотограф самоучка, свою уникальную технику съемки натюрмортов она разработала сама, обучаясь на картинах голландских мастеров.















Растительные паттерны