Что такое плановый отдел. Организация эффективной работы планово-экономического отдела предприятия

Решил я тут поразмышлять над работой планово-экономического отдела (ПЭО), ну и, соответственно, свои размышления вынести на суд публики, так как не очень уверен в том, насколько мои суждения правильные. Также стало интересно, находят ли мои мысли отзыв у кого-либо из экономистов.

Наблюдая за работой своего отдела, именно отдела, а не начальника или какого либо конкретного специалиста, в голове родилась мысль о том, насколько же важно правильно организовывать работу отдела. Даже если в твоем распоряжении имеются одни из лучших специалистов своего дела, без правильной организации высоких результатов добиться очень и очень сложно. Для сравнения возьмем нашу сборную по хоккею ситуация примерно аналогичная. =))

На такие мысли меня натолкнули довольно абсурдные и очевидные вещи. В нашем отделе работа организована таком образом, что в любой момент времени два специалиста могут выполнять одну и ту же задачу, при этом, не зная об этом. Стоит отметить, что я говорю о тех задачах, которые входят в ответственность непосредственно одного специалиста. Причем о специалисте я сейчас говорю не как о должности, а как о человеке, так как в подобной ситуации может оказаться, начальник ПЭО, заместитель начальника отдела и любой специалист. При возникновении подобной ситуации на лицо факт лишней траты времени, рост непроизводительных издержек, а также, что является причиной этих фактов - неправильная организация работы отдела. Именно неправильная, так как применять здесь какие либо другие термины абсолютно неуместно. На мой взгляд, ответственность за все это должна лежать только на одном человеке - начальнике отдела. Даже в совсем небольшом структурном подразделении какой-либо большой компании это очень важный человек. И тут уже становятся важны не столько профессиональные навыки в области экономики, сколько управленческие качества.

Итак, постараюсь описать свое видение организации работы ПЭО. Для примера, я рассмотрю довольно многочисленный отдел, занимающийся анализом затрат трех мест возникновения затрат (МВЗ). Немного поясню про МВЗ. На предприятии есть два вида производств, а также отдельное МВЗ, включающее расходы аппарата управления. Сразу хочу сказать, что управленческого опыта в моем активе еще нет, поэтому мне интересно Ваше мнение. Допустим, ПЭО состоит из 5 специалистов. Как правило, разделение на должности вполне одинаково. В отделе есть начальник, заместитель начальника и 3 специалиста, причем они могут находиться на одинаковом уровне. Итак, у нас 5 человек, работу которых необходимо устроить таким образом, чтобы все задачи, которые прописаны в должностных инструкциях сотрудников выполнялись как можно более качественно, быстро и компетентно. Данная задача целиком и полностью лежит на плечах начальника ПЭО. Предлагаю вкратце рассмотреть основные обязанности сотрудников.

Специалист ПЭО

Одной из самых основных задач специалистов является составление сметы затрат своего подразделения, т.е. вида производства в нашем случае. Соответственно в обязанности специалиста входит взаимодействие со всеми подразделениям на производстве, общение со специалистами и подробное рассмотрение вопросов, касающихся непосредственно производственных затрат. Немного поясню. Специалист должен знать детализированный состав сметы затрат, а также понимать то, что происходит на производстве. Степень вникания в производственные вопросы устанавливается непосредственно руководителем отдела, но об этом чуть позже. Также в обязанности специалиста может входить составление аналитических отчетов помимо анализа сметы затрат, но это, опять же, обуславливается задачами руководителя и особенностями производства. Если говорить вкратце, то, пожалуй, на этом можно остановиться.

Заместитель начальника ПЭО

В обязанности зам. начальника ПЭО входят немного другие задачи, нежели специалиста, но не могу сказать, что кардинально другие. На самом деле, определение обязанностей описываемой должности довольно сложное, однако постараюсь это сделать. Начну с того, почему обязанности заместителя начальника ПЭО не очень кардинально порой отличаются от специалиста. Я сужу с той точки зрения, что в условиях, в которых приходиться работать мне, работники имеют довольно длительные отпуска, следовательно, на время отпуска кого-либо из специалистов некоторую часть работы приходиться выполнять заместителю начальника. Если рассматривать другие обязанности этого сотрудника, то можно сказать, что в его обязанности, на мой взгляд, входит принятие управленческих решений в соответствии с методиками учета затрат, действующего законодательства и требований управленцев уже высшего звена. Немного подытоживая, скажу, что на плечи заместителя ложится принятие, если хотите, локальных управленческих решений.

Начальник ПЭО

Рассмотрим обязанности данной должности. На мой взгляд, хоть и описание обязанностей займет намного меньше времени, значимость данной фигуры в отделе, да и на предприятии в целом, довольно велика. Рассматривая непосредственно обязанности, можно сказать, что на плечи начальника ложиться принятие управленческих решений, согласно непосредственных указаний руководителя предприятия. Также на плечи руководителя ложиться очень ответственная и тяжелая задача по организации работы отдела.

Я постарался вкратце описать свое представление об обязанностях каждого сотрудника ПЭО.

Остановлюсь на последней из перечисленных задач руководителя ПЭО. Организация работы отдела, как я уже упоминал, сложнейшая задача. И на основе сказанного в начале статьи и полученного опыта по жизни, я понимаю, что далеко не каждому начальнику по силам выполнение этой задачи. Причин тому может быть масса. Одна из самых важных — это отсутствие у некоторых руководителей банального опыта того самого руководства. На первый взгляд, у людей, которые встают на такие должности это не вызывает особо каких-либо смущений (как смог подобрал слово =)). И даже, несмотря на это, у них нет стремлений повышать свою квалификацию управленца и человека, у которого в подчинении целый отдел. В дальнейшем подобная ситуация получает довольно плачевное продолжение, так как неумение управлять людьми и руководить приводит к принятию неправильных решений, некачественной работы отдела и отсутствию времени на какое-либо улучшение работы и внесение изменений в работу.

Подытоживая свое мнение по этому вопросу, хочется сказать, что вставая на должность руководителя отдела необходимо понимать, что на плечи ложится колоссальная ответственность и очень сложные задачи и подходить к себе нужно с критической точки зрения, трезво оценивая свои возможности и уровень профессионализма в этой нелегкой области.

Функции планово-экономического отдела (ПЭО) на предприятии нередко разнообразны, размыты, четко не регламентированы. Расскажем, что должен делать этот отдел, какова его структура и приведем образец положения о ПЭО, которое можно скачать.

Что такое ПЭО

Расшифровка ПЭО означает «планово-экономический отдел». Это структурное подразделение предприятия, котор ое занимается сбором экономических показателей компании, их анализом и разработкой экономических планов. Так или иначе, планово-экономическая деятельность существует в любом коммерческом предприятии. Если это микробизнес, вопросами такого планирования занимается владелец. По мере роста компании, в структуре может появиться отдельный сотрудник, занимающийся данными вопросами. В общем, чем крупнее предприятие, тем большее количество персонала набирается на позицию экономистов, которые в итоге формируют планово-экономический отдел.

Структура планового отдела

У ПЭО классическая организационная структура. Во главе стоит руководитель, который подчиняется финансовому директору, директору по маркетингу или генеральному директору. Это зависит от функциональных обязанностей топ-менеджеров.

Есть два варианта оргструктуры отдела:

  • организация рабочих мест экономистов внутри отдела;
  • организация рабочих мест части экономистов внутри, а части – вне отдела (как правило, это характерно для производственных компаний).

Преимущество первого варианта – простота контроля работы планово-экономического отдела. Недостаток – несвоевременность предоставления информации от структурных подразделений. При такой организационной структуре за экономистами можно закрепить следующие функции:

  • получение первичной информации от центров финансовой ответственности, структурных подразделений;
  • разработка методологии формирования планов, управленческих отчетов;
  • формирование управленческих отчетов;
  • контроль и анализ результатов деятельности компании.

При внедрении второго варианта организационной структуры часть сотрудников планово-экономической службы будет находиться непосредственно на производственных объектах. При этом их функции могут быть такими:

  • контроль исполнения планов и бюджетов конкретного центра финансовой ответственности, структурного подразделения;
  • анализ эффективности его работы.

Экономисты с производственных площадок должны предоставлять всю рабочую информацию в центральное отделение планово-экономического отдела, где данные консолидируются в целом по компании, в разрезе бизнесов, направлений деятельности.

В этом случае плановики, работающие на производственных объектах, могут иметь двойное подчинение:

  • административное – руководителю процесса;
  • функциональное – начальнику планово-экономического отдела.

При втором варианте организационной структуры за сотрудниками центрального отделения планово-экономического отдела стоит закрепить следующие функции:

  • разработка методологии в целом по компании, в разрезе бизнесов, направлений деятельности;
  • разработка основных справочников показателей;
  • разработка учетной политики управленческого учета, плановых и отчетных форм для компании в целом;
  • разработка методики оценки и анализа деятельности компании в разрезе бизнесов, направлений деятельности.

Преимущество такой формы организационной структуры – обеспечение своевременного предоставления аналитической информации. Недостаток – отсутствие должного контроля за работой экономистов на местах, особенно в ситуации двойного подчинения, а также раздутый штат сотрудников отдела. .

Примеры структуры ПЭО

Рисунок 1 . Организационная структура планово-экономического отдела для средних компаний
Рисунок 2 . Организационная структура планово-экономического отдела на крупном предприятии

Задачи и функции отдела

Все, что делает этот отдел, можно условно разделить на следующие группы:

  • планы, прогнозы;
  • отчеты (регулярные, разовые);
  • справки;
  • аналитические записки;
  • экономические расчеты;
  • инвестиционные проекты;
  • бизнес-планы ().

Несмотря на сферу деятельности, специфику разных компаний, можно выделить такие основные функции планово-экономического отдела:

  • экономический анализ деятельности компании;
  • прогнозирование результатов деятельности;
  • ;
  • нормирование производственных процессов;
  • контроль формирования и динамики себестоимости товаров, продукции;
  • контроль ценообразования;
  • ;
  • участие в бюджетировании.

Таблица 1. Взаимосвязь бизнес-процессов и функций планово-экономического отдела в производственной компании

Бизнес-процессы компании

Функции планово-экономического отдела

Основные

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

Планирование, контроль и анализ научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, закупок, других нематериальных активов

Планирование, контроль и анализ продаж

Производство

Планирование, контроль и анализ производственных процессов

Планирование, контроль и анализ закупок товарно-материальных ценностей, основных средств

Вспомогательные

Технология

Нормирование, контроль и анализ технологии производства научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок

Качество

Планирование, контроль и анализ сертификации, лицензирования, метрологии

Инженерия

Планирование, контроль и анализ планово-предупредительных ремонтов оборудования, обеспечения энергоресурсами

Капитальное строительство

Планирование, контроль и анализ обслуживания и строительства зданий и сооружений

Транспорт (логистика)

Планирование, контроль и анализ транспортных расходов

Разработка лимитов на горюче-смазочные материалы

Обслуживающие

Персонал

Планирование, контроль и анализ фонда оплаты труда, расходов на управление персоналом

Маркетинг

Планирование, контроль и анализ маркетинговых расходов

Планирование, контроль и анализ банковских, консультационных расходов, в том числе на аудиторские проверки

Юридическое сопровождение

Планирование, контроль и анализ расходов на юридическое сопровождение деятельности

Общее администрирование

Планирование, контроль и анализ расходов на администрирование

Как регламентировать деятельность планово-экономического отдела

Если в компании работа планово-экономического отдела не регламентирована, необходимо создать документ, который будет регулировать его деятельность. Это может быть положение либо регламент о планово-экономическом отделе. Данный документ также послужит базой для написания должностных инструкций его сотрудников. Важно в нем описать основные правила работы плановиков. Типовые его разделы могут быть такими:

  • общие положения;
  • ключевые задачи;
  • права;
  • обязанности;
  • ответственность;
  • взаимодействие с другими подразделениями.

Пример описания структуры этого документа можно посмотреть в таблице 2.

Таблица 2 . Пример описания структуры положения о планово-экономическом отделе

Наименование раздела

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ПАО «Компания»
____________ П.П. Петров

«___»___________ г.

Положение
о планово-экономическом отделе

1 Общие положения

1.2 Отдел подчиняется непосредственно директору по экономике предприятия.

1.3 Отдел возглавляет начальник планово-экономического отдела (далее начальник отдела), назначаемый на должность приказом генерального директора предприятия по представлению директора по экономике.

В своей деятельности отдел руководствуется:

1.4.1 Уставом предприятия.
1.4.2 Настоящим Положением.
1.4.3 Инструктивными, методическими и иными нормативными материалами по вопросам планирования производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия, установленными на предприятии нормами и правилами.
1.4.3 Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
1.4.4 Приказами, указаниями и распоряжениями генерального директора и директора по экономике предприятия.
1.4.5 Политикой предприятия в области качества.
1.4.6 Документацией системы менеджмента качества предприятия.

2 Цели

2.1 Организация и систематическое совершенствование планово-экономической работы на предприятии, обеспечивающей разработку и контроль за выполнением перспективных текущих планов на основе максимальной мобилизации резервов роста производства.

2.2 Экономическое планирование, направленное на эффективное использование всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).

2.3 Организация и совершенствование планирования труда, форм и систем оплаты труда, материального стимулирования с учетом достижений науки, техники и передового опыта в целях повышения эффективности производства.

2.4 Контроль за соблюдением трудового законодательства, постановлений, распоряжений и других нормативных актов вышестоящих организаций по вопросам организации труда и заработной платы.

2.5 Снижение издержек производства и повышение его рентабельности путем широкого внедрения новой техники, прогрессивной технологии.

2.6 Совершенствование концепции планирования расходов на осуществление деятельности предприятия, инвестиционные программы.

3 Внутренняя структура

3.1 Структуру и штатную численность отдела утверждает генеральный директор предприятия.

3.2 Распределение обязанностей между работниками отдела производится начальником отдела.

3.3 Работники планово-экономического отдела принимаются и освобождаются от должности приказом генерального директора предприятия по представлению начальника отдела.

3.4 В своей деятельности работники руководствуются:

3.4.1 Инструктивными, методическими и иными нормативными материалами по вопросам планирования производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия, установленными на предприятии нормами и правилами.

3.4.2 Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

3.4.3 Приказами, указаниями и распоряжениями генерального директора и директора по экономике предприятия.

3.4.4 Политикой предприятия в области качества, документацией системы менеджмента качества предприятия.

4 Функции и задачи

Для выполнения поставленных задач Планово-экономический отдел
осуществляет следующие функции:

4.1 . В области нормирования труда:

4.1.1.Разработка и внедрение норм затрат труда во всех звеньях производства, обеспечение широкого применения технически обоснованных норм выработки и норм обслуживания для рабочих, специалистов и служащих.

4.1.2.Анализа качества применяемых норм и нормативов. Разработка совместно с цехами и другими службами календарных планов пересмотра норм выработки и осуществление контроля за их выполнением.

4.1.3. Руководство работой по пересмотру норм времени и обслуживания и замене их новыми, более прогрессивными.

4.1.4.Проведение унификации применяемых норм, разработка и осуществление мероприятий по внедрению единых, типовых и укрупненных норм времени.

4.1.5.Осуществление контроля за правильностью применения утвержденных норм и расценок.

4.1.6.Проведение анализа выполнения действующих норм выработки по цехам, участкам, профессиям рабочих, изучение причин невыполнения норм выработки отдельными рабочими, разработка предложений по устранению этих причин, контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих освоение норм.

4.1.7.Обеспечение подразделений предприятия нормативными материалами по труду.

4.1.8.Проведение семинаров, лекций и бесед по вопросам организации труда и заработной платы для рабочих, специалистов и служащих предприятия.

4.1.9.Участие в разработке заданий по снижению трудоемкости продукции (совместно с техническими службами).

4.2. В области организации труда:

4.2.1. Организация и проведение систематического изучения использования рабочего времени всеми категориями работников предприятия путем применения фотографий рабочего дня, хронометражных наблюдений и других методов изучения рабочего времени.

4.2.2 .Выявление и анализ причин потерь рабочего времени, разработка предложений по улучшению использования рабочего времени и осуществление контроля за их внедрением.

4.2.3 .Изучение и подготовка совместно с другими отделами и цехами предложений о наиболее рациональной расстановке рабочей силы и осуществление контроля за их выполнением.

4.2.4 .Разработка совместно с соответствующими отделами и службами предложений по совершенствованию управления производством; изменений структуры подразделений предприятия, направленных на возможное уменьшение численности и удешевление управленческого аппарата, повышение уровня его использования; осуществление контроля за соблюдением штатной дисциплины.

4.2.5 .Участие в разработке рациональных режимов работы, графиков сменности работы бригад, участков, цехов и осуществление контроля за их выполнением.

4.2.6 .Участие совместно с другими подразделениями предприятия и профсоюзной организацией в изучении и распространении передового опыта организации труда (хозрасчетные бригады, совмещение профессий, многостаночное обслуживание и т.п.).

4.2.7 .Участие в разработке организационно-технических мероприятий, направленных на повышение производительности труда и снижение трудоемкости продукции.

4.2.8 .Участие совместно с отделом кадров и другими подразделениями предприятия в анализе причин текучести кадров и разработке мероприятий по их закреплению.

4.2.9 .Осуществление контроля за соблюдением на предприятии действующего трудового законодательства и правил внутреннего распорядка.

4.2.10 Подготовка совместно с профсоюзной организацией и соответствующими подразделениями предприятия проектов коллективных договоров и организация проверки их исполнения.

4.3 В области организации заработной платы:

4.3.1 Изучение эффективности применения действующих систем оплаты труда, разработка мероприятий по совершенствованию организации заработной платы всех категорий работников предприятия.

4.3.2 Разработка применительно к конкретным условиям предприятия положений о премировании работников, осуществление контроля за правильностью их применения.

4.3.3 Осуществление контроля и проведение анализа расходования фонда оплаты труда, правильности соотношения в уровнях заработной платы работающих, соблюдения штатной дисциплины.

4.3.4 Подготовка и утверждение в установленном порядке Перечня профессий рабочих, для которых при повременной оплате труда применяются тарифные ставки сдельщиков, а также отдельных рабочих, которым устанавливаются месячные оклады взамен тарифных ставок.

4.3.5 Осуществление контроля за правильностью применения тарифных ставок, окладов, надбавок, доплат и коэффициентов к заработной плате, правильностью тарификации работ и установления разрядов рабочим.

4.3.6 Разработка штатных расписаний подразделений и отражение изменений организационно-управленческой структуры предприятия в штатных расписаниях подразделений.

4.3.7 Контроль за правильностью установления наименования профессий и должностей согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

4.3.8 Проведение анализа организации и структуры заработной платы по подразделениям предприятия, отдельным категориям и профессиям работников.

4.4. В области планирования труда и заработной платы:

4.4.1. Разработка предложений по совершенствованию планирования трудовых показателей по участкам, цехам и предприятию в целом в направлении более полного использования рабочего времени, правильного и экономного использования фондов заработной платы и снижения трудовых затрат на изготовление продукции.

4.4.2. Разработка совместно с технологическими службами и утверждение в установленном порядке структурным подразделениям заданий по снижению трудоемкости и уменьшению численности работающих за счет внедрения организационно-технических мероприятий.

4.4.3. Проведение анализа причин отклонений от запроектированных показателей трудозатрат.

4.4.4. Разработка проектов планов по труду и доведение утвержденных планов до цехов.

4.4.5. Осуществление контроля за расходованием фонда заработной платы в цехах, отделах и службах предприятия; принятие мер по устранению выявленных недостатков.

4.5. В области условий и режимов труда и отдыха:

4.5.1. Участие совместно с отделом кадров и отделом охраны труда и пром.безопасности в подготовке и утверждении в установленном порядке Перечня работ и профессий рабочих, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам в связи с тяжелыми и вредными условиями труда, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

4.5.2. Участие совместно с отделом кадров и отделом охраны труда и пром.безопасности в подготовке и утверждении в соответствии с действующим законодательством списка цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.

4.5.3. Осуществление контроля за соблюдением в производствах, цехах, бригадах постановлений, приказов и других материалов по вопросам доплат за условия труда.

4.5.4. Разработка производственного календаря и участие во внедрении оптимальных режимов труда и отдыха, рациональной организации труда и т. д.

4.6. В области планирования:

4.6.1. Организация и общее руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов предприятий в соответствии с контрольными цифрами:

— подготовка предложений для утверждения руководством предприятия о порядке, сроках и участниках (отделах, службах, цехах) разработки проектов планов;
— распределение производственной программы между цехами и службами предприятия;
— рассмотрение обоснований и расчетов проектов планов подразделений предприятия;
— обеспечение согласованности и взаимной увязки планов цехов и служб предприятия;
— составление проектов планов предприятия в целом.

4.6.2. Планирование производственно-хозяйственной деятельности цехов и служб на основе утвержденного плана предприятия, доведение годовых и квартальных заданий цехам и службам по установленному перечню показателей.

4.6.3. Внесение соответствующих корректировок в планы предприятия и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации.

4.7. В области организации планово-экономической работы:

4.7.1 Подготовка необходимых материалов для рассмотрения проектов планов, итогов работы предприятия и цехов на постоянно действующем производственном совещании и заседаниях технико-экономического совета предприятия.

4.7.2 Организация работы по нормированию и ценообразованию на предприятии:

— систематизация нормативных затрат на изготовление продукции; составление нормативных калькуляций, контроль за внесением в них всех текущих изменений;
— участие в разработке прогрессивных плановых технико-экономических норм и нормативов и доведение их до цехов, отделов и служб предприятия;
— разработка совместно с другими службами предприятия проектов учетных цен и тарифов и представление их на утверждение;
— разработка и представление на утверждение внутризаводских цен;
— разработка ценников, применяемых при планировании и учете;

4.7.3 Организация разработки мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей основных и оборотных фондов, материальных и трудовых ресурсов, по использованию всех резервов производства.

4.7.4 Организация разработки мероприятий по выполнению и перевыполнению установленных плановых заданий.

4.8. В области анализа и оперативно-статистического учета:

4.8.1. Контроль за выполнением цехами и службами предприятия годовых, квартальных, месячных, планов и заданий.

4.8.2. Организация и руководство работой по комплексному, экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

4.8.3. Составление совместно с бухгалтерией пояснительной записки к годовому отчету, участие в балансовой комиссии по итогам деятельности предприятия.

4.8.4. Подготовка документов к ежемесячной балансовой комиссии.

4.8.5. Представление необходимых обобщающих материалов и справок по результатам анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

4.8.6. Контроль за правильностью производимых соответствующими службами и цехами предприятия расчетов экономической эффективности внедрения новой техники, рационализаторских предложений и других организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности производства, надежности и качества продукции, развитие специализации и кооперирования, механизацию инженерного и управленческого труда.

4.8.7. Организация статистической отчетности предприятия:

— сбор необходимых материалов, обобщение, подготовка и представление статистической отчетности в сроки и по формам, установленным Госкомстатом РФ;
— контроль за качеством всей статистической отчетности на предприятии;
— систематизация статистических материалов и составление справок по статистической отчетности.

4.9. В области методологической работы.

4.9.1 Методическое руководство, разработка форм и документации, порядка и сроков проведения работ по:

— технико-экономическому планированию;
— оперативно-производственному планированию (совместно с производственно-диспетчерскими службами предприятия);
— внутризаводскому хозяйственному расчету (совместно с главной бухгалтерией);
— учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности (совместно с главной бухгалтерией);
— расчетам экономической эффективности;
— классификации затрат предприятия;
— статистической отчетности.

4.9.2 Изучение и распространение передового опыта планово-экономической работы, оперативного учета и анализа хозяйственной деятельности цехов и служб предприятия.

4.9.3 Совместно с отделом технического обучения и подготовки кадров организует экономическую учебу в целях повышения квалификации работников всех экономических служб предприятия.

5 Права
Планово-экономический отдел

имеет право:

5.1. Требовать и получать от подразделений необходимые для работы отдела материалы (отчетов по установленным формам, справок и т.д.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию планово-экономического отдела.

5.2. Давать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для исполнения указания по вопросам, относящимся к компетенции отдела.

5.3. Самостоятельно вести переписку по вопросам, входящим в компетенцию отдела и не требующим решения директора по экономике предприятия.

5.4. Привлекать к участию при разработке плана и отдельных заданий другие отделы по принадлежности и экономистов цехов и служб.

5.5. Проверять и подтверждать сметы, расчеты экономической эффективности, калькуляции, составленные другими отделами и цехами предприятия.

5.6. Представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела, во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями, в том числе профсоюзами, социальными фондами и службами занятости.

5.7. Давать обязательные для цехов и отделов указания по вопросам методики внутризаводского планирования, экономического анализа и определение экономического эффекта предприятия мероприятий и рационализаторских предложений.

5.8. Требовать и получать от отделов и цехов отчеты о ходе выполнения планов по производству, труду и рентабельности.

5.9. Приостанавливать действие распоряжений и указаний руководителей цехов, отделов и служб, противоречащих законодательству, инструкциям и положениям по вопросам труда и заработной платы, с доведением об этом до сведения руководства предприятия для принятия соответствующих мер.

5.10. Осуществлять анализ деятельности и контроль загрузки специалистов и служащих производств, цехов, отделов.

5.11. Привлекать в установленном порядке работников подразделений для подготовки проектов документов по вопросам труда и заработной платы, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых отделом в соответствии с возложенными на него обязанностями и функциями.

5.12. Давать отделам, службам и цехам, а также отдельным работникам необходимые разъяснения по вопросам нормирования труда и организации заработной платы.

5.13. Вносить предложения руководству предприятия о поощрении работников за активную работу по улучшению организации труда, технического нормирования и заработной платы.

5.14. Вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, а также о привлечении к материальной ответственности работников предприятия за нарушения в нормировании труда и расходовании фонда заработной платы.

5.15. Представлять предприятие в вышестоящих, профсоюзных и других организациях по вопросам организации труда и заработной платы.

5.16. Визировать документы об установлении окладов, тарифных ставок, выплате премий, надбавок к заработной плате, приеме и переводе работников на другую работу и др.

6 Взаимоотношения с другими подразделениями

6.1 С конструкторским и технологическим отделами по вопросам:

— получения: норм расходов на материалы, смет на освоение новых производств, заданий по сокращению потерь от несоответствия, плана по отходам, затрат по тех перевооружению.

6.2 С отделом энергетика, конструкторским и технологическим отделами, отделом капитального строительства, отделом механика по вопросам получения: данных о потребленной электроэнергии, данных о затратах на механический, электрический, сантехнический ремонт, смет на ремонт зданий, сооружений, оборудования, затрат по капитальному ремонту и строительству зданий.

6.3 С бухгалтерией по вопросам:
— получения основных форм бухгалтерской отчетности (№1, 2).

6.4 С финансовым отделом по вопросам:
— плана доходов.

6.5 С отделом сбыта по вопросам:
— получения: плана производства по основной и прочей продукции, данных по отгрузке и остаткам продукции за месяц.

6.6 С отделом менеджмента качества по вопросам:
— предоставления документации системы менеджмента качества предприятия;
— предоставления: проектов документов и другой документации в рамках СМК.

6.7 С отделом отгрузки по вопросу:
— получения: данных по производству продукции в натуральном
и стоимостном выражениях, а также прочей продукции;
— справку по выполнению плана производства для расчета премии производству.

6.8 С экономистами цехов вспомогательного производства по вопросам:
— получения: отчетов по себестоимости, по использованию основных материалов, данных по незавершенному производству, объяснений по себестоимости:
— получения: нормативов затрат других цехов (оптовые цены цехов), нормативов материальных затрат;
— предоставления оптовых цен и сумм по услугам.

6.9 С конструкторским и технологическим отделами по вопросу предоставления: данных для расчета экономической эффективности мероприятий по модернизации и техперевооружению предприятия.

6.10 С инженером по организации и нормированию труда по вопросу получения нормативов по заработной плате на выпускаемые изделия, трудоемкость изделий.

6.11 Отдел взаимодействует со всеми подразделениями предприятия по вопросам:
— предоставления: методических инструкций: классификации затрат предприятия; калькулирования себестоимости основной продукции; определение экономической эффективности использования новой техники, изобретений и рационализаторских предложений; калькулирования себестоимости услуг вспомогательного производства; порядок составления и анализ выполнения консолидированного баланса предприятия.
— предоставления инструкций: о сроках составления отчета по себестоимости; о порядке проведения балансовой комиссии по подведению итогов выполнения техпромфинплана.

7 Ответственность начальника подразделения

7.1 Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение отделом функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник отдела.

7.2 На начальника планово-экономического отдела возлагается персональная ответственность за:

7.2.1 Организацию деятельности отдела по выполнению задач и функций, возложенных на отдел.

7.2.2 Организацию в отделе оперативной и качественной подготовки и исполнения документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями.

7.2.3 Соблюдение сотрудниками отдела трудовой и производственной дисциплины.

7.2.4 Обеспечение сохранности имущества, находящегося в отделе, и соблюдение правил пожарной безопасности.

7.2.5 Подбор, расстановку и деятельность сотрудников отдела.

7.2.6 Соответствие действующему законодательству визируемых (подписываемых) им проектов приказов, инструкций, положений,
постановлений и других документов.

7.2.7 Ответственность сотрудников отдела устанавливается должностными инструкциями.

8 Заключение

8.1 Настоящее Положение составлено в соответствии с:

8.1.1 Типовым положением о планово-экономическом отделе.

8.1.2 Действующей на предприятии организационной структурой;

8.1.3 Штатным расписанием планово-экономического отдела;

8.2 В настоящее Положение имеет право вносить предложения об его изменении директор по экономике предприятия, начальник отдела.

8.3 Сроком введения в действие настоящего Положения считать дату утверждения Положения Генеральным директором предприятия.

Директор по экономике М.М. Михайлов

Начальник отдела кадров И.И. Иванов

Начальник отдела менеджмента качества В.В. Васильев

Начальник юридического отдела С.С. Сергеев

УТВЕРЖДАЮ ____________________________________ (наименование должности руководителя предприятия)

____________________________________ (Ф.И.О., подпись)

"____"______________ _____ г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о планово-экономическом отделе предприятия

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Отдел создан на основании приказа руководителя предприятия N _____ от "__"_______ ____ г.

1.3. Начальник отдела назначается и освобождается от должности приказом руководителя предприятия.

Работники отдела назначаются и освобождаются от должности приказом руководителя предприятия по представлению Начальника отдела.

1.4. Отдел в своей работе руководствуется:

Федеральными законами Российской Федерации;

Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;

Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;

Законами ___________________ (указать субъект Российской Федерации);

Уставом предприятия;

Настоящим Положением.

1.5. В отделе должны быть документы и материалы по следующим вопросам:

Методические материалы, касающиеся экономики предприятия;

Стратегия и перспективы развития предприятия; перспективы развития отрасли;

Профиль, специализация и особенности структуры предприятия;

Организация разработки перспективных и текущих планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

Порядок разработки бизнес-планов;

Система экономических стандартов и показателей предприятия;

Методы экономического анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений;

Порядок определения себестоимости товарной продукции, разработки нормативов материальных и трудовых затрат, оптовых и розничных цен;

Методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, совершенствованию организации труда и управления;

Основы технологии производства;

Единая государственная система делопроизводства;

Методы эффективного применения оргтехники и других технических средств управленческого труда;

Правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

2. СТРУКТУРА ОТДЕЛА

2.1. Структуру и штаты отдела утверждает руководитель предприятия.

2.2. Руководство отделом осуществляет Начальник отдела.

2.3. В состав отдела входят (указать структурное подразделение отдела):

- __________________________________________;

- __________________________________________;

- __________________________________________;

- __________________________________________.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОТДЕЛА

3.1. Работа по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

3.2. Разработка стратегии предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям.

3.3. Проведение комплексного экономического анализа всех видов деятельности предприятия.

3.4. Статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы предприятия.

3.5. Учет и анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

3.6. Технико-экономическое планирование деятельности подразделений предприятия.

4. ФУНКЦИИ ОТДЕЛА

В соответствии с возложенными на него задачами отдел осуществляет следующие функции:

4.1. Экономическое планирование работы на предприятии, направленной на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятия.

4.2. Подготовку проектов текущих планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности в соответствии с заказами потребителей продукции, работ (услуг) и заключенными договорами, а также обоснований и расчетов к ним.

4.3. Составление среднесрочных и долгосрочных комплексных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия.

4.4. Доведение плановых заданий до подразделений предприятия.

4.5. Разработку прогрессивных плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы (услуги) с учетом спроса и предложения и с целью обеспечения запланированного объема прибыли, составление нормативных калькуляций продукции и контроль за внесением в них текущих изменений планово-расчетных цен на основные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, используемых в производстве, сметной калькуляции товарной продукции.

4.6. Подготовку заключений на проекты оптовых цен на продукцию, поставляемую предприятию.

4.7. Проведение комплексного экономического анализа всех видов деятельности предприятия и разработка мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, устранению потерь и непроизводительных расходов.

4.8. Контроль за выполнением подразделениями предприятия плановых заданий, а также статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы предприятия, подготовка периодической отчетности в установленные сроки, систематизация статистических материалов.

4.9. Подготовку предложений по конкретным направлениям изучения рынка с целью определения перспектив развития предприятия, осуществление координации проведения исследований, направленных на повышение эффективности его производственно-хозяйственной деятельности.

4.10. Разработку рациональной учетной документации.

4.11. Разработку методических материалов по технико-экономическому планированию деятельности подразделений предприятия, расчету экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организационно-технических мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, работ (услуг).

4.12. Разработку унифицированной плановой документации, экономических стандартов, внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной информации.

4.13. Осуществление методического руководства деятельностью других структурных подразделений по экономическим вопросам.

4.14. Осуществление в рамках своей компетенции ведения делопроизводства, формирование и отправление/получение корреспонденции и другой информации по электронным каналам связи.

4.15. Осуществление организации ведения нормативно-справочной информации, относящейся к функциям отдела.

4.16. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений ограниченного распространения.

4.17. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности отдела.

Возложение на отдел функций, не относящихся к компетенции отдела, не допускается.

5. ПРАВА

Отдел для решения возложенных на него задач имеет право:

5.1. Запрашивать в установленном порядке от структурных подразделений предприятия информацию (материалы) по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

5.2. Создавать экспертные и рабочие группы по вопросам экономического планирования на предприятии.

5.3. Проводить в пределах своей компетенции в установленном порядке переговоры со сторонними организациями, подписывать договоры.

5.4. Использовать средства, выделяемые на финансирование приоритетных направлений экономического развития предприятия.

5.5. Организовывать проведение при необходимости экспертизы целевых научно-технических и инновационных программ и проектов.

5.6. Вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию отдела, в виде проектов.

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.1. В процессе производственной деятельности предприятия отдел взаимодействует со следующими структурными подразделениями:

- ______________________________________________________________,

- ______________________________________________________________,

- ______________________________________________________________.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет Начальник отдела.

7.2. Ответственность работников отдела устанавливается действующим законодательством и должностными инструкциями.

7.3. Начальник и другие работники отдела несут персональную ответственность за соответствие оформляемых ими документов и операций с корреспонденцией законодательству Российской Федерации.

8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА

8.1. Своевременное и качественное выполнение поставленных целей и задач.

8.2. Качественное выполнение функциональных обязанностей.

Начальник планово-экономического отдела

_______________________________________

_________________/_____________________

Планирование и управление экономической деятельностью предприятия тесно связаны между собой следующими общими функциями производственного менеджмента: выбор целей, определение

ресурсов, организация процессов, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала, оплата труда и т.д.

В их выполнении участвуют многие категории персонала - руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входят также анализ внутренней и внешней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д. Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляет общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии фирмы, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических резуль татов конечной деятельности. Вместе с менеджерами плановики участвуют в составлении прогнозов развития производства, обучении персонала предприятия новым методам разработки различных планов, проведении консультаций в линейных подразделениях и функциональных органах фирмы, участвующих в составлении общих планов или их отдельных разделов.

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятий (фирм) зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности, уровня платежеспособности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менед- жерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов. Согласно классической науке организации производства, с выводами которой взаимодействует теория менеджмента, структура управления предприятием должна разрабатываться по принципу «сверху вниз». Последовательность разработки организационной структуры соответствует действующей технологии планирования :

  • 1) осуществляется деление организации по горизонтали на широкие блоки деятельности, соответствующие важнейшим функциям и направлениям работы по реализации выбранной экономической стратегии;
  • 2) устанавливается соотношение полномочий различных категорий персонала и должностей работников, уточняется цель рабочих групп и при необходимости производится дальнейшее их разделение на более мелкие организационные звенья, чтобы избежать перегрузки руководства;
  • 3) определяются должностные обязанности различных категорий персонала как совокупность определенных функций или задач, конкретизируются обязанности и закрепляются за исполнителями с учетом их профессиональной квалификации и производственного опыта.

Основой для выбора организационных структур на предприятиях служат обычно перспективные планы их развития, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и многие другие факторы. Структура управления предприятием может строиться по принципам как линейной, так и функциональной подчиненности различных подразделений. При линейных структурах управление осуществляется вышестоящим руководителем по отношению ко всем нижестоящим сотрудникам применительно к выполняемым функциям. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор - главный экономист - планово-экономическое управление - планово-финансовый отдел - планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет (рис. 1.1). Существуют также смешанные структуры управления и их различные разновидности.

Рис. 1.1.

В настоящее время на отечественных предприятиях наиболее распространенной является линейно-функциональная структура управления организацией, построенная по признакам функциональной специализации служб или подсистем (рис. 1.2).


Рис. 1.2.

По каждой подсистеме формируется состав служб или иерархия организации, пронизывающая все предприятие «сверху донизу». Работа персонала каждой службы оценивается по резуль татам, характеризующим реализацию ими поставленных целей и задач, выполнение своих функций или обязанностей. Многолетний опыт использования линейно-функциональной структуры управления подтверждает ее высокую эффективность при стабильной технологии и организации производства, отлаженных управленческих процедурах и постоянных экономических показателях, четкой работе персонала всех категорий. Ее недостатками можно назвать невосприимчивость к различным изменениям рыночной среды, необходимость множества вертикальных и горизонтальных согласований, что усложняет принятие планово-управленческих решений.

Линейно-штабная структура управления также широко известна в отечественном менеджменте. Она строится тоже по функциональному признаку подчиненности различных производственных и вспомогательных служб предприятия (рис. 1.3). Основная задача линейных руководителей состоит в обеспечении координации действий функциональных служб с целью достижения высоких конечных результатов как в плановой, так и в производственной деятельности.


Рис. 1.3.

В условиях свободных рыночных отношений существует множество организационных структур управления, которые могут быть использованы как в производственной, так и в плановой сферах деятельности предприятия, например дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная и другие, рекомендованные современным менеджментом .

Каждому предприятию следует выбирать такую организационную структуру, которая соответствует его стратегическим планам, обеспечивает эффективное взаимодействие с окружающей средой и способствует достижению поставленных целей. Структура организации в условиях рынка не может оставаться неизменной, так как под воздействием различных экономических факторов происходят непрерывные изменения внутренней среды и внешнего окружения, которые должны учитываться не только в процессе плановой, но и управленческой деятельности. Например, в Акционерном обществе «АвтоВАЗ» в последние годы разработана новая организационная структура управления как всей фирмой или компанией, так и отдельными подразделениями или департаментами, в частности по экономике и финансам (рис. 1.4).

Следовательно, необходимость совершенствования организационной структуры управления на всех предприятиях в свободных рыночных отношениях постоянно вызывается как внешними, так и внутренними экономическими факторами. К внешним факторам можно отнести три основных признака, или критерия :

1) продукция или услуги, тип результата, например, на Волжском автозаводе в свое время были организованы собственное вспомогательное производство и новые сборочные конвейеры;


Рис. 1.4.

  • 2) функции или типы ресурсов, требуемые для получения результатов (снабжение, маркетинг, планирование, производство, финансы, кадры);
  • 3) рынки, группы клиентов или потребителей продукции предприятия, определяемые географически или по типу покупателей, например отечественные и зарубежные.

Основным внутренним фактором, вызывающим необходимость совершенствования организационных структур, является выбранный принцип централизации или децентрализации управления, связанный с объемом полномочий, которыми наделяется каждый руководитель или менеджер. В планово-экономических службах почти на всех отечественных и зарубежных предприятиях эти подходы, как правило, тесно взаимодействуют между собой в процессе планирования внутрифирменной деятельности. На крупнейших американских фирмах, как подтверждается мировой практикой, вся работа по планированию делится между многими исполнителями на следующие функции, этапы и сроки .

  • 1. Центральный плановый отдел формулирует цели (30 ноября). Высшее руководство рассматривает вопросы прибыли, капиталовложений и расширения сбыта.
  • 2. Затем оно рассылает для ориентации производственным подразделениям записки, содержащие предполагаемые финансовые показатели, объемы сбыта, величины прибыли и затрат на предстоящие пять лет.
  • 3. Производственные подразделения выдвигают свои показатели (31 января). Они либо принимают полученные предложения, либо выступают со своими новыми планами. Подразделения представляют финансовый план на ближайшие годы и отчет о резуль татах работы по прогнозированию спроса, действиям конкурентов, развитию науки и техники. Представители высшего руководства за это время посещают каждое подразделение и знакомятся с ходом работ.
  • 4. Центральный плановый отдел утверждает цели и основные финансовые показатели (28 февраля). К этому времени отдел определяет соответствие реальных возможностей достижения подразделением предложенных советом директоров плановых показателей.

Производственные подразделения пересматривают план на второе полугодие (31 марта), при необходимости также изменяется финансовый бюджет на этот период.

  • 5. Центральный отдел планирования утверждает пересмотренный план на второе полугодие (30 апреля). Этот план включает уточненные показатели на оставшийся период года.
  • 6. Производственные отделы составляют планы на 2 года (30 апреля). Эта работа является продолжением четвертого этапа. Двухлетний план составляется с учетом изменения технологии, у словий рынка, решений правительства и др. Подразделения составляют баланс на каждый месяц первого года и каждый квартал второго, планируют поступление наличных средств и их использование.
  • 7. Производственные подразделения представляют заявки на требующиеся им денежные средства (30 апреля). Эти средства распределяются только на те проекты, которые должны быть осуществлены в течение двух лет.
  • 8. Производственные отделы составляют прогноз на 5 лет (30 апреля). Прогнозируется сбыт всех видов выпускаемой продукции на ближайшие годы. Наряду с прогнозом сбыта намечается примерная сумма затрат и ожидаемая прибыль.
  • 9. Производственные отделения представляют (31 мая) следующие плановые данные: сводку принятых подразделениями показателей, сведения о возможном поступлении денежных средств, заявку на требуемые инвестиции, прогноз сбыта продукции на 5 лет.
  • 10. Высшее руководство принимает решение (30 июня) о распределении финансовых средств на проекты отделений и общефирменные.
  • 11. Все службы составляют свои планы и бюджеты (31 авгу ста). Составленный на первый год бюджет включается в план и получает необходимые финансовые средства.
  • 12. Высшее руководство утверждает все планы и бюджеты (30 сентября).

К выполнению основных плановых функций на всех этапах их осуществления привлекаются менеджеры различных категорий. Приведенный полный состав выполняемых плановых работ свидетельствует не только о четком разграничении и взаимодействии основных функций планирования и управления на американских фирмах, но и о необходимости использования мирового опыта на всех отечественных предприятиях. (Об этом пойдет речь при рассмотрения основного содержания плановой работы на российских предприятиях.)

  • ? Контрольные вопросы к главе 1
  • 1. Что представляет собой планирование в условиях рыночной экономики? Какой круг проблем оно решает?
  • 2. В чем заключается сущность внутрифирменного планирования в свободных рыночных отношениях? Какие цели оно выполняет?
  • 3. Какие основные функции позволяет осуществлять планирование на предприятии? В чем они выражаются?
  • 4. Каким основным требованиям должен соответствовать внутрифирменный план? Что означает гибкость плана?
  • 5. Что служит предметом внутрифирменного планирования? Что является объектом планирования?
  • 6. Что такое методология рыночного планирования? Что означает технология планирования?
  • 7. Что выступает результатом планирования? В чем он выражается?
  • 8. Какие методы используются для разработки экономической теории? Как они взаимодействуют между собой?
  • 9. Какие общие производственные функции выполняются персоналом на предприятиях? Каков состав функций менеджера-руково- дителя?
  • 10. Какими личными и профессиональными качествами должен обладать экономист? Что представляет собой трудовой потенциал человека?
  • 11. Что определяет образовательный стандарт? Какие требования к подготовке менеджеров он содержит?
  • 12. Какие виды внутрифирменного планирования применяются на предприятиях? Что служит объектом социально-трудового планирования?
  • 13. Как осуществляется рыночное планирование? В чем состоит сущность индикативного планирования?
  • 14. Какие существуют принципы планирования? Что означают сформулированные Р.Л. Акоффом принципы участия и холизма?
  • 15. Какие виды ориентации применяются в планировании? Что означает интерактивное планирование?
  • 16. Какие основные стадии можно выделить в процессе планирования? С чего начинается и чем завершается планирование?
  • 17. Какие методы планирования могут применяться на предприятии? В чем заключается нормативный метод?
  • 18. Что означает принцип оптимизации в планировании? Что такое экстраполяция?
  • 19. Какие основные функции выполняют планово-экономические службы на предприятиях? Какие подразделения занимаются разработкой плановых нормативов?
  • 20. Какие организационные структуры применяются в планировании? Что представляет линейная структура?