Мотивация учебной деятельности на уроке истории. Мотивация учения как условие активной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания Мотивация учебной деятельности на уроках обществознания

Повышение мотивации обучения

на уроках истории

учитель МОУ «Журавлёвская СОШ»

Старченко Светлана Викторовна

Важным условием освоения знаний на уроках истории является повышение мотивации обучения. Учитель способен добиться строжайшей дисциплины, но без пробуждения интереса и внутренней мотивации эффективного освоения знаний не произойдёт. Как же пробудить у детей желание учиться и получать знания? Существует много способов внешней мотивации. Но успешность учебной деятельности в большей степени зависит от внутренней мотивации.

Как же найти истоки учебной мотивации? К каким внутренним источникам активности ребенка необходимо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду?

Важным источником внутренней мотивации, безусловно, является интерес к информации. Исторический материал нужно подать детям так, чтобы он вызвал интерес, отклик в их душе. Изложение материала в 5-6 классах существенно отличается от подачи материала в 9-11 классах. Для обучающихся 5-6 классов - это эмоционально окрашенный рассказ учителя, обязательный просмотр картинок в учебнике. И, конечно же, дополнительная информация. На сегодняшний день учитель, чтобы заинтересовать ребёнка, должен знать гораздо больше, чем написано в учебнике, то есть необходимо привлекать дополнительные источники знаний. В своей работе я привлекаю материал, который собираю, путешествуя по стране. Это, конечно же, фотографии и открытки. Например, изучая в 5 классе источники исторических знаний и говоря об археологических раскопках, я показала фотографии археологического музея в г. Анапа, рассказала об истории раскопанного города. Было видно как оживились лица детей, они стали задавать массу вопросов. Или изучая тему по культуре России XVIII века, я предложила детям фотографии дворцов Санкт-Петербурга. Учащиеся оживились и активно включились в беседу. Такая связь истории с сегодняшним днём является важным инструментов в побуждении интереса к предмету.

Важным средством мотивации обучения является и выбор способа действий на уроке. Каким бы не был интересным рассказ учителя о различных событиях истории, это утомляет учеников. Необходимо разнообразить формы учебной деятельности, предложить варианты работы, действительно интересные ученику. Учащимся можно предложить составление конспекта темы по учебнику, подготовку тестовых заданий по теме, работу по модулю, работу с документами, решение проблемного вопроса. Большими возможностями обладает также лекция с элементами беседы. Когда детям в ходе лекции задаёшь вопросы по теме, это акцентирует их внимание, способствует лучшему запоминанию материала.

Большими возможностями обладает групповая и парная работа. Главное правило групповой деятельности - не разбивать учеников на сильных и слабых, а организовать взаимообучение детей. Необходимые условия групповой работы – состав группы 3-5 человек, добровольность создания групп, четкое распределение ролей в группе. Функциональные роли в группе определяются перед началом выполнения задания, а коммуникационные роли после выполнения задания.

Групповая работа способствует формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям “научились выступать публично”, “дискутировать”, “быстро думать”.

Групповая работа используется как при изучении нового материала, так и во время повторительно-обобщающих или уроков-игр.

Для активации познавательной деятельности можно предложить ученикам работу над презентациями и проектами. Например, в 8-ом классе при изучении темы «Внешняя политика во второй половине XIX века», можно предложить работу над проектами по темам: «Политика России в Средней Азии», «Европейское направление внешней политики России во второй половине XIX», «Дальневосточная политика», «Сравнительная характеристика политики Александра II и Александра III», «Балканский кризис во второй половине XIX».

По истории России в 7 классе учащимся можно предложить подготовить презентации по основным вехам, изученным в 7-м классе: «Деятельность Ивана Грозного», «Смутное время в России», «Первые Романовы», «Эпоха дворцовых переворотов», «Екатерина Великая».

Важным мотивационным моментом является предоставление свободы выбора. Например, при изучении темы урока: «Экономическое развитие СССР в 30-е годы» учащимся предлагаются задания на выбор: подготовка тестовых заданий по теме, составление конспекта темы по учебнику, работа с документами, работа по модулю, решение проблемного вопроса. Таким образом, создается ситуация выбора при изучения нового материала, что повышает мотивацию обучения.

При этом контроль знаний будет осуществляться при помощи разноуровневых заданий. Первый уровень – обязательный минимум: тест. Главное свойство этого задания: оно должно быть посильно любому ученику. Первый уровень будет обязателен для всех. Второй уровень: тест с элементами логического мышления. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и проявляют интерес к предмету. Третий уровень это – творческое задание. Это может быть сочинение, работа с документами, логические задания. Обычно оно выполняется на добровольных началах. Возможно и другое применение разноуровневых заданий: учащиеся сами выбирают уровень, и могут отказаться от первого уровня.

Групповая работа может использоваться и на лабораторных занятиях, при этом

группа учащихся работает над пакетом документов по определенной тематике или вопросу. Например, в 8-м классе можно провести лабораторное занятие

В современном российском обществе, в условиях модернизации поток информации постоянно растет. Становится очевидным, что главная задача сегодняшнего педагога – это не дать максимальное количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать конкретные знания. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, само собой легче усваивает уже готовые знания; но не будем забывать, этот путь готовит исполнителя, посредственную личность. Конечно, дорога поиска и исследования трудна, но многих она именно этим и привлекает.

Как же разбудить врожденную потребность школьника в познании? Как заинтересовать его в постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как получить устойчивые мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед нами сегодня. В то же время, в результате, мы будем иметь личность, стремящуюся к самореализации.

Известно, что побудителями к активной деятельности являются мотивы, которые складываются под влиянием условий жизни школьника и определяют направление его развития. В роли мотивов могут выступать как потребности и интересы, так и влечения и эмоции, стремления идеалы. Применительно к учебной деятельности, на первый план выступают учебно-познавательный мотивы.

В первую очередь необходимо так построить образовательный процесс, чтобы открыть перспективу, а затем уже вооружить всеми необходимыми навыками для активной деятельности.

Говоря о способах этого познания, вспомним типы познавательной деятельности, выделяют следующие: репродуктивный, проблемного изложения материала и исследовательский. Каждому типу соответствует своя методика организации учебного пространства. Мы остановимся на последнем, так, исследовательский метод обучения можно свести к подобной работе учителя и ученика:

  • Учитель формирует проблему, разрешению которой посвящается определенный участок учебной деятельности;
  • Учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе учебной исследовательской деятельности;
  • Деятельность учителя сводится к грамотному оперативному управлению учебным процессом разрешения проблемных задач;
  • Учебный процесс сопровождается интенсивным темпом работы, повышением интереса к предмету, а знания, полученные в результате, отличаются глубиной, прочностью и действенностью.

В ходе работы подобного плана реализуются такие задачи на уроке:

  • Осуществление более глубокого освоения учебного материала;
  • Знакомство с конкретными методиками исследования, научить выбирать отдельные методы в собственном исследовании;
  • Применение алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов;
  • Включение ребенка в контекст научного исследования;
  • Формирование навыков выдвижения гипотезы исследования, его целей и задач;

Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования с тезисами и электронной презентацией, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций), электронная презентация. К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, сносок, оформление приложений, библиографического списка. Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, методы и объект исследования, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении должны быть изложены основные результаты работы: выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам исследования. Итак, написание работы предполагает следующие шаги:

  1. Выбор и формулировка темы в самом общем виде.
  2. Подбор источников и литературы.
  3. Чтение, конспектирование, анализ источников и литературы.
  4. Написание плана.
  5. Уточнение темы.
  6. Написание работы.
  7. Публичное выступление.

Прохождение всех этапов научного исследования требует терпения, дисциплины и усидчивости от ученика и ставит его в новую ситуацию. До написания исследовательской работы ученик обычно считает, что ремесло историка достаточно просто: читать и изучать источники, а потом на бумаге воспроизводить обобщенный образ прошедших событий (к сожалению, именно такое впечатление складывается при чтении учебника). Иногда ученики не понимают, зачем писать и, соответственно, читать несколько книг по одной и той же теме. Но познакомившись хотя бы с 2-3 разными точками зрения, чувствуют себя растерянными, не готовыми принять чью-то позицию. А подобное состояние ученику пережить естественно и полезно.

Стимулирующими факторами могут выступать: стенды в кабинете истории, экспозиции “Памятники культуры”, носят не только информационный характер, но и побуждают к творчеству и исследованию. На постоянно обновляемых стендах, например, “Сегодня на уроке” размещаются материалы учителя и учащихся, результаты их творческой и проектной деятельности, журнальные и газетные новинки по определенной тематике. Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, стихи, интервью, исторические сочинения, эссе, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.

В заключение отметим, что объем информации, изучаемой на уроках истории сегодня, возрос, расширилась источниковая база.

И высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов учения являются именно научно-исследовательские работы учеников. Желание вести собственное исследование является главным показателем того, что работа учителя дает положительные результаты. Самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более положительная оценка на них, для школьника значительна.

Можно быть уверенным, что человек, занявшийся лично это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, которые способны занять самостоятельную жизненную позицию и сделали большой шаг в своем развитии.

Список используемой литературы и других ресурсов.

1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.

2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.,1988.

3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986.

4. Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежной теории трудовой мотивации. М., 1972.

5. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991,

6. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. С. - Петербург, 1999.

7. Божович Л.И. Психология закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии - 1976. - №6. - с. 45 - 55.

Бордовская А.А. Педагогика. - СПб, 2000. - с. 183-200.

8. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контексном обучении // Вопросы психологии, 1979, №4.

9. Вилюнас В.К. психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.

10. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М.: Педагогика, 1986, с.15 - 48.

11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Владос, 1997.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1985.

13. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Знание, 1990

14. Менчинская Н.Л Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: Педагогика, 1986.

15. Немов Р.С. Путь к коллективу. - М.: Педагогика, 1988.

16. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983.

17. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся. - М.: Педагогика, 1988.

18. Эльконин Р.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

Квитка Алла Владимировна

учитель истории

МБОУ «Лянторская СОШ №5»

Сургутский район

ХМАО – ЮГРА

E-mail:

Аннотация

Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Как разбудить врожденную потребность в познании? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? В данной статье рассматриваются наиболее часто применяемые на практике методы формирования и развития мотивации на уроках истории.

Методы мотивации на уроках истории

В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. В школьном возрасте развитие социальных и познавательных мотивов взаимосвязано между собой. Наряду с потребностью в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями, существуют и социальные мотивы обучения – это потребность в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Ученые считают, что учебная мотивация держится на 3 китах - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний ( «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» ) + ощущение свободы выбора («Мы не пешки, у нас есть выбор!») + ощущение успешности ( «У меня это получается, я понял, я умею!»).

Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления этой деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

    Метод проблемных задач.

Постоянная постановка перед учеником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладание конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». «Креатив» же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. Это настоящий исследователь. Педагоги сталкиваются с детской пассивностью, отсутствием самостоятельности, готовностью к единственно правильным ответам как с данностью. Необходимо, поэтому, приложить все усилия для возрождения активного «почемучки».

Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методика решения которых ему ещё не известна

Проблемные задания по истории можно разделить на 4группы:

    Ситуация несоответствия , когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в условиях задачи:

Исправьте не менее восьми ошибок в тексте.

«Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в Северной войне, где приобрёл опыт в кавалерийском деле. Сбежав из армии, он испытал немало лишний. Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлёк на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под её стенами он разгромил правительственные войска».

    Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.

«Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это могли быть языки?»

« В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской. Чем вы можете объяснить подобное название?»

    Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть
    собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических
    событий:

«В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако, они часто голодали. Почему такое могло случаться в древности?»

    Ситуация выбора , когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный:

Урок «Россия 1825г.»

«События 14 декабря 1825 года на Сенатской площади – это восстание или попытка государственного переворота?»

Урок "Февраль глазами современников”.

Мотивацией к уроку служит песня "Рабочая Марсельеза” (слова П.Л.Лаврова, музыка Руже де Лиля). Под звуки музыки учитель кратко рассказывает историю возникновения этой песни.

Обучающимся предлагается обсудить проблемное задание: "Можно ли согласиться с мнением: "В 1917г. царя "смахнули с плеча”, что пушинку, а народу, веками ему поклонявшемуся, не оказалось до этого дела?”

Урок “Холодная война».

Проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание “холодной войны” Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Учащиеся разбиваются на три группы, им выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: “Холодная война” продолжается сегодня? Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение”.

При использовании проблемного метода существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. При этом учитель и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.

    Использование мультимедийных и компьютерных технологий .

Компьютерные технологии с каждым днём всё более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Однако, видеоматериалы сами по себе ещё не являются учебными пособиями для учащихся с ними ещё надо поработать, а именно:

    смонтировать имеющийся видеоматериал в определенной последовательности,

в соответствии со структурой урока;

    разбить на смысловые блоки;

    поставить вопросы и сформулировать задания, которые помогли бы учащимся проследить логику исследования темы, вопроса, проблемы .

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Так широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

Популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.

Эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению предмета является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.
Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, записанных на CD-ROM, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.
Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаются творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS PowerPoint.

    Метод проекта.

С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одарённые ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.

«Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы».

Проекты, выполненные школьниками, могут быть монопредметными, межпредметными

(в рамках одной образовательной области), интегрированными (выполняются на базе предметов из нескольких областей) и надпредметными (выполняются на основе сведений, не входящий образовательный стандарт и школьную программу).

Урок по теме «Королевская власть и Реформация в Англии в XVI в.».

Учитель может предложить три проекта: «Театр» (может быть посвящён творчеству Шекспира или прочитать повесть Марка Твена «Принц и нищий», выбрать сюжет для инсценировки),проект «Литературный журнал» (подготовка журнала, посвященной английской литературе данного периода), третий проект «Музей» (в результате работы должна возникнуть выставочная экспозиция рисунков, макетов домов, костюмов, отражающих быт и повседневность тюдоровской Англии). Проект носит интегрированный характер. По продолжительности это мини-проект, поскольку рассчитан на несколько недель.

    Научно – исследовательские работы.

Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно – исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более, положительная оценка на них, для детей значит очень много.

Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу. Примеры тем научных работ:

    Верования славян как суеверия современного человека.

    Гражданский подвиг княгини М.Н. Волконской.

    Смуты в России: сравнительный анализ.

    Коммунизм в России – это религия?

    Метод игры.

Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие, выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс. Время и продолжительность игровой паузы должно выбираться в соответствии с темой занятия, объёмом необходимого изложения теоретического материала и должно служить дополнением к уроку, но, ни в коем случае, не замещением или подменой процесса обучения.

Существует огромное разнообразие учебных игр, например:

    игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание;

    игра «Чистая доска» - более результативно применение этой игры на уроках обобщения и повторения пройденного материала;

    игра «Лови ошибку» - позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию.

Использование игр возможно для всех школьных возрастов. В старших классах используются уроки-дискуссии, конференции, «круглые столы», уроки-суды, брифинги и т.д. В среднем звене преподавание истории нужно проводить в форме ролевых игр. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста, отвечает их познавательным потребностям. Однако словосочетание « театр на уроке» зачастую пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, длительными репетициями, волнениями учеников. Нужно отметить, что речь идет не об историческом спектакле, а об игре, которая не требует длительных репетиций.

Итак, игровая деятельность и игровые моменты урока дают ребенку ощущение свободы при выборе игры и возможность разрядки от нормативного дисциплинарного напряжения во время урока.

Учебный процесс необходимо рассматривать как средство развития индивидуальных качеств учащегося, формирования навыков и умений, способных адаптировать ученика к успешному существованию в обществе. И чтобы облегчить этот процесс, очень важна его мотивация на уроке. Многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Литература

    Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах, т. 5. - М.: Педагогика, 1990.

    Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999

    Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

    Розов Н.Х.. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. Информатика, 2005, № 6.

    Юдовская А.Я. Школьный урок и защита прав ребёнка.- НМЖ: Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, №10.

    http://zvonoknaurok.ru

Кузнецова Елена Анатольевна

заместитель директора по УВР,

учитель истории высшей категории

МОУ СОШ №11

Повышение мотивации через активные формы учебной деятельности

на уроках истории.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Есть много способов внешней мотивации. Но успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации.

Для того чтобы быть успешной, учебная деятельность должна соответствовать основному требованию - быть как для обучающего так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом

Еще Ушинский говорил - Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”.

Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду? Вашему вниманию я предлагаю перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту

  1. Интерес к информации (познавательная потребность).
  2. Интерес к способу действия.
  3. Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.
  4. Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.
  5. Потребность в самообразовании и (или) самовоспитании.
  6. Актуализация творческой позиции.
  7. Осознание значимости происходящего для себя и других.
  8. Потребность в социальном признании.
  9. Избегание наказания (физического или морального).
  10. Получение материальных выгод и преимуществ.

Прошу обратить внимание коллег на позиции с 4-ой по 8-ую именно данные источники, потребности я стараюсь развивать на уроках.

В своей деятельности я реализую идеи профессора, доктора педагогических наук Третьякова Петра Ивановича,в 2008 году мне удалось дважды быть слушательницей и участницей курсовых занятий профессора.

В основе учения Третьякова П.И. – учение о психодидактике - науке о взаимосвязи и взаимодействии психологических учений и дидактических принципов. В процессе психического развития осуществляется творческое развитие, грамотно используя дидактические приемы, развивается ученик и умения ученика - самоанализ, самопланирование, самоконтроль, самокоррекция.

Учитель и ученик в учебной деятельности проходят рядом 3 этапа.

  1. ориентировочно-мотивационный
  2. операционно-исполнительный
  3. рефлексивно- оценочный

Итак, 1 этап, ученик ставит сам цель урока и учебную задачу.

Некоторые темы не вызывают затруднений у учащихся. Например, тема урока «Нашествие монголо-татар». Учащиеся говорят, на уроке мы должны узнать, о походах монголо-татар на Русь, о борьбе русского народа с монголо-татарами, о последствии для Руси монголо-татарского нашествия.

Я усложняю деятельность учащихся на этом этапе урока – необычно обозначив тему урока, например, «О, русская земля! Уже ты за холмом», или использую прием «Верите ли Вы, что …», начинаю урок с занимательной истории.

Цель учащиеся записывают в тетрадь, и в конце урока ученик сам определяет, достиг ли цели, подводит итоги на 3 этапе урока.

У каждого учителя накоплен достаточно большой арсенал поддержания познавательного интереса учащихся занимательными историями и проблемами.

И если у ребенка возникнет познавательная потребность или потребность в самообразовании – будет облегчен второй этап учебной деятельности – операционный.

2 этап - самый трудный этап и требующий огромных затрат учителя.

Предоставление свободы выбора . Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты. В моем арсенале имеется разнообразие форм и методов организации деятельности учащихся, где учащимся предоставляется свобода выбора.

Например, тема урока «Экономическое развитие СССР в 30годы» учащимся предлагаются задания на выбор- составление конспекта темы по учебнику, подготовка тестовых заданий по теме, работа по модулю, работа с документами, решение проблемного вопроса. Таким образом, создается ситуация выбора при изучения нового материала.

Контроль знаний будет осуществляться при помощи разноуровневых заданий.

Первый уровень – обязательный минимум (тест). Главное свойство этого задания: оно должно быть посильно любому ученику. Первый уровень будет обязателен для всех.

Второй уровень – тест с элементами логического мышления. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и проявляют интерес к предмету.

Третий уровень это – творческое задание (сочинение, работа с документами, логические задания). Обычно оно выполняется на добровольных началах.

Возможно и другое применение разноуровневых заданий - учащиеся сами выбирают уровень, и могут отказаться от первого уровня.

Мною разработаны разноуровневые задания по всем ключевым темам курсу истории России для учащихся 7-ого класса.

Большими возможностями обладает групповая и парная работа.

Главное правило групповой деятельности - не расслаивать учеников на сильных и слабых, а организовать взаимообучение детей.

Необходимые условия групповой работы – состав группы- 3-5 человек, добровольность создания групп, четкое распределение ролей в группе.

Функциональные роли в группе определяются перед началом выполнения задания, а коммуникационные роли после выполнения задания.

Например, - функциональные роли

Организатор, генератор идей, исполнитель идей, эрудит, критик,

Эстет, эксперт,

- коммуникационные роли

Лидер, организатор, адвокат, судья, посредник, оптимист, пессимист,

Конформист, воспитатель.

Групповая работа способствует формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям “научились выступать публично”, “дискутировать”, “быстро думать”.

Групповая работа используется как при изучении нового материала, так и вовремя повторительно-обобщающих или уроков-игр.

С 2005 года мои ученики работают над проектами, самостоятельно готовят презентации. Например, в 8-ом классе изучая тему «Внешняя политика во 2 пол. 19 века», группы ребят работали над проектами по темам «Европейское направление внешней политики России во 2-ой пол. 19 века», «Политика России в Средней Азии», «Дальневосточная политика », «Сравнительная характеристика политики Александра 2 и Александра 3», «Балканский кризис во 2-ой пол. 19 века».

Заканчивая изучать курс истории в 7-ой классе – учащиеся готовили презентации по основным вехам, изученным в 7-м классе - «Деятельность Ивана Грозного», «Смутное время в России», «Первые Романовы», «Петр 1 – то академик, то герой то мореплаватель, то плотник», «Эпоха дворцовых переворотов», «Екатерина Великая».

Сейчас у меня собрана коллекция презентаций к урокам, созданная мною и моими учениками.

Групповая работа используется мною и на лабораторных занятиях.

Группа учащихся работает над пакетом документов по определенной тематике или вопросу. Например, в 8-м классе проводится лабораторное занятие по теме «Внутренняя политика Николая 1», группы ребят работает по темам «Личность Николая 1», «Русское общество в эпоху Николая 1», «Система государственного управления (военные и чиновники)», «Система государственного управления III отделение», «Крестьянский вопрос».

В конце занятия делаются выводы.

В 7-ом классе проведено лабораторное занятие «Быт и развлечения дворян 18 века».

Данное занятие требовало большой подготовки. Учащимся был дан алгоритм работы, например.

1. План усадьбы, внешний вид дома и хозяйственных построек.

2. Интерьер господского дома.

3. Предметы в доме.

4. Мода во второй половине XVIIIв.

5. Прически, предметы туалета.

6. Питание в XVIII в.

7. Развлечения русских дворян столичные и деревенски

Мною широко используется парная работа. В 5-6 классе я использую прием «Мамина оценка», где в паре дома работают ученик и мама. Родители спрашивают и ставят оценки своим детям строже, чем я, оценки родителей обязательно ставятся в журнал.

Использую метод «Перекрёстный огонь » - состязание в знаниях между двумя парами учащихся. На одни и те же вопросы (устно) отвечают две пары учащихся.

Другой вариант две пары учащихся состязаются в знаниях и умении составлять вопросы.

В классе в паре учащиеся работают над историческими документами, творческими заданиями, например, составлением ребусов, исторических задачек, плакатов, кроссвордов.

В своей работе я использую возможности мобильного компьютерного класса – учащиеся имеют возможность работать в группе, в паре в своём темпе, режиме, выбирая соответствующие задания. Так, в этом учебном году был проведен повторительно-обобщающий урок «Россия в 18 веке».

Большим подспорьем формирования информационной культуры учителя и ученика является Интернет.

Наиболее интересным д/заданием для увлекающихся историей ребят является «Поиск в Интернете противоречивых точек зрения». Конечно сайты, где можно взять этот материал я сама указываю ребятам. А дальше – идет самостоятельная исследовательская работа учащихся.

Я отказалась от докладов в компьютерном варианте - все доклады и сообщения ученики делают от руки в рабочей тетради.

3-ий этап - рефлексивный.

Этап важен для психологически грамотной организации мотивации учебы. Я ориентирую своих учеников при обучении на индивидуальные достижения. Поощряю и подкрепляю достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.

Нужно было продолжить предложения: “Я сегодня сделал для себя вывод…”, “Я сегодня понял…”, “Я сегодня задумался…”.

Оценить свою работу на уроке по 5-балльной шкале, отвечая на вопросы.

Оцени свою деятельность, ответив на вопросы да, нет

Общая идея такова: с учетом разных начальных условий для каждого конкретного ребенка, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся. Найти и создать эти условия – задача каждого педагога.


МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Белова Валентина Ивановна,

преподаватель истории и обществознания

ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»

Проблема мотивации учебно-познавательной деятельности студентов на дисциплинах гуманитарного цикла, таких как история и обществознание, в технических образовательных организациях очень актуальна. Мотивация - процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, превращает внешне заданные цели во внутренние потребности личности. Уроки у будущих трактористов, автомехаников, сварщиков, технологов, механизаторов, как правило, начинаются со стихийной дискуссии на тему: а зачем будущим профессионалам изучение истории и обществознания? И приходится оппонировать, начиная с призыва к гражданственности и патриотизму, заканчивая тем, что история каждой из наших семей составляет историю России и мира в целом и поэтому изучать эти дисциплины необходимо. Дискуссия заканчивается, в силу опыта преподаватель выходит победителем, но проблема мотивации остается. Чисто внешне студент кажется замотивированным, но внутренне – очень часто нет. Есть такая расхожая фраза «Можно привести коня к водопою, но вот заставить его напиться - нельзя». Так и со студентами – для мотивации учебно-познавательной деятельности нужен ежедневный кропотливый труд. Причем мотивация необходима на каждом этапе урока.

Для возникновения интереса студентов очень важен организационный момент, то есть, то, как мы начнем урок – здесь я считаю важным создать интригу для возбуждения интереса у обучающихся, так как все люди по своей сути любопытные. Интрига может быть создана картинкой - загадкой, выведенной на экран, еще в перемену, например при изучении темы «Этнические общности», был составлен коллаж из картинок, которые рассказывают о различных народах и народностях, населяющих территорию нашей России – и ребята всю перемену пытаются разгадать – кто это, зачем это? Очень важным моментом является самостоятельная формулировка темы студентами и выявление предмета или объекта изучения. При изучении из курса «Истории» темы «Россия в правление Ивана Грозного» ребятам представляется коллаж, сделанный из портретов исторических личностей, причем портрета Ивана Грозного на нем может и не быть – и ребята по косвенным признакам начинают рассуждать, что это за эпоха, и что это за люди, и к началу урока доходят до сути. Кроме коллажей - загадок, используются также картины известных художников исторического жанра, фотографии известных событий.

Очень интригующим являются небольшие видеосюжеты, желательно без слов, сопровождаемые музыкой, благодаря которым студентам становится ясным объект будущего изучения, например, при изучении темы «Глобальные проблемы современности» используется видео, посвященное красоте земли и загрязнению окружающей среды, при изучении темы «Мораль», начиная с перемены, включается мультфильм «Добро пожаловать!», 1986 года по мотивам сказки Доктора Сьюза, к началу урока он заканчивается, и начинаются рассуждения, сводимые к теме нашего урока. Используются также фрагменты из исторических фильмов об исторических личностях.

Кроме того очень мотивирующим эффектом является использование музыки в начале урока. Например, тема «СССР в годы перестройки», начинается с песни В. Цоя «Перемен требуют наши сердца», тема «Великая Отечественная война» с песни «Священная война» муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача. А если еще к тексту песен поставить проблемные вопросы, придумать интересные задания – успех начала урока обеспечен, и время сэкономили на формулировке цели занятия. Вот вопросы, которые обычно задаются после такого начала:
О каком историческом событии идет речь?
Какое значение имело данное событие в истории нашей Родины?
Что бы ты хотел узнать о данном событии?

«Конверт с секретом» - еще один из видов мотивации студентов, в конверте находится изображение или документ, прямо относящееся к теме урока, перед вопросом: Что в этом конверте?- дается краткое описание этого изображения или документа. Например, к теме «Роль образования в жизни современного человека» в конверте «диплом о высшем образовании», его описание – официальный документ, свидетельствующий об уровне образования и присвоении соответствующей квалификации. И отсюда начинаются рассуждения о теме урока.

На этапах актуализации знаний и изучения нового материала мотивация не менее важна, чем на этапе организационного момента. На этом этапе важно использование чередования различных видов деятельности, материала различной степени трудности, создание ситуаций успеха. Кроме того важно активизировать интерес через поисковую деятельность самих студентов.

Первый урок дисциплины «история» «История как наука» содержит такой вид работы как составление своего генеалогического древа, но очень немногие могут закончить эту работу на уроке, так как не знают историю своей семьи, эта работа дается на дом, и ребята, включившись в работу по изучению своей собственной семьи, начинают активно интересоваться и событиями истории и России и мира, в которых участвовали их родственники. Нередко этот интерес выливается в научно-исследовательские проекты.

На уроках обществознания и истории очень часто используется форма подготовки групповых проектов, когда группа из 3-5 человек готовит свой проект, презентацию его для последующий защиты, каждый хочет, чтобы его проект был лучшим, что мотивирует ребят на учебно-познавательную деятельность.

Для более успешного усвоения обществоведческих и исторических понятий используется следующая групповая форма работы на уроке - создаются группы по 3-5 человек, каждой дается конверт, в котором определения понятий даны в форме отдельных слов, из которых нужно составить определения, ребята составляя и проверяя потом эти определения – чувствуют себя учеными – обществоведами в дальнейшем сами формулируют тему урока. Например, понятия «род», «племя», «народность», «нация», «этнос», «межнациональные отношения», «межнациональный конфликт» - определяют тему «Этнические общности». Кроме того, сама групповая работа мотивирует и заставляет работать даже тех, кто обычно «скучает».

Очень эффективно для мотивации использование в процессе работы различные элементы игровых технологий. Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Например, при характеристике какой-либо личности, используется игра «снежный ком» - по порядку, по предложению характеризуется личность – последний должен назвать все названные характеристики. Очень успешно проходят элементы «Своей игры», например, перед изучением темы «Смутное время», мы отвечаем на вопросы игры «Подвиг во имя Отечества», что дает повод познакомится с персоналиями, событиями, хронологией периода – и на уроке мы беседуем, структурируя уже полученные знания.

Мотивации учебно-познавательной деятельности также способствуют различные проблемные вопросы, которые заставляют нестандартно отнестись к давно уже известным событиям, вызвать дискуссию. Например, проблемным вопросом, вызывающим дискуссии, являются: на уроке «Россия в эпоху петровских преобразований» - «Петр I – чудо или чудовище для России?», на уроке «Раздробленность на Руси» - «Политическая раздробленность: расцвет Руси или упадок?», на уроке «Монгольское завоевание и его последствия» - «А было ли на Руси монголо-татарское иго?», на уроке «Советское государство и общество в 1920-1930гг.» - «Сталин: кровавый тиран или верный продолжатель дела Ленина?».

1.Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И.. активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории и обществознания//Преподавание истории и обществознания в школе.-2008.-№4.-с.13-19.

2.Балабакина Л. Методика анализа отношений школьников к учению// Школьный психолог.-2000.-№ 23.-с.1-3.

3.Ведута О.В. Становление учебной мотивации студентов технического среднего специального учебного заведения//Инновационные проекты и программы в образовании.-2014.-№4.-с.62-67.

4.Курочкина Н.А. Развитие познавательных интересов школьников на уроках истории и обществознания.-Великий Новгород, 2007.-с.77.

5.Маркова А.П. и др. Формирование мотивации учения.- М.:Просвещение,1990

6.Никифорова Ф.В. Развитие и формирование мотивации учения//Эксперимент и инновации в школе.-2011.-№3.-с.53-56.

7.Овчаренко Л.С. Мотивация обучающихся на уроках обществознания// Эксперимент и инновации в школе.-№1.- с.17-19.

8.Сидорова И.В., Ананьева А.В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№ 1.-с.32-35

9.Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации.// муниципальное образование: инновации и экперимент.2012.-№1.-с.13-17.